Воронеж, 5 февраля – АиФ-Черноземье
О юбилее этом практически все забыли. И мы с краеведом Ольгой Рудевой решили хоть как-то исправить ситуацию и напомнить о великом зодчем, совершив прогулку по городу его легендарных творений. Некоторые из них, кстати, до сих пор живут и активно используются.
– Почти все знаковые здания Воронежа, которыми любуются горожане и гости, – «дело рук» Замятнина, – поясняет Ольга Рудеева, краевед. – Здание Волжско-Камского банка, удивительный «дом с совой» и, к сожалению, «новопреставленный» генеральский дом – ну кто не восхищался этими шедеврами?!
В ритме модерна
Замятнину в каком-то смысле посчастливилось – он творил в короткую, но яркую эпоху модерна. Правда, провинциальная жизнь требовала большей сдержанности. Потому многие воронежские работы исполнены в стиле неоклассицизма, более лаконичного и строгого.
Впрочем, это ничуть не умаляет достоинств созданных Замятниным шедевров. Чтобы понять масштабы его творений, нужно представить, как работали в те времена архитекторы. Ведь зодчий не только исполнял само здание, но и детально прорабатывал планировку и обустройство комнат - вплоть до украшений, предметов интерьера и материалов для занавесок! Новый стиль ставил новые задачи и требовал свежих решений. Что ж, зодчему, создавшему облик Воронежа, это удалось вполне.
Как человек, Замятнин с лёгкостью принимал новые веяния. Эта черта очень роднит его с отцом-основателем русского модерна Фёдором Шехтелем. Кстати, Ольга Рудева подметила: судьбы двух архитекторов тоже схожи.
И правда: один выстроил Москву, другой – Воронеж. Оба – последователи модерна. Оба аполитичны, но послереволюционную власть приняли, свою собственность, в виде роскошных особняков, государству отдали. Оба поднялись до невероятных высот в период империи, а при советском режиме остались ни с чем, нищие и забытые.
Для пользы дела
Практически у всех зданий Замятнина свои сюрпризы и секреты. Например, в знаменитом доме с совой можно заметить небольшие дырочки, расположенные в форме квадратов. Декор? И декор тоже. Но главное – эти «решёточки» не что иное, как сложная система вентиляции.
Такие «решётки» есть и на великолепном доме по Фридриха Энгельса, 21 (дом камергера Сомова). Кстати, он вообще стоит особого внимания даже спешащего прохожего. Здание построено в стиле высокого модерна и украшено восхитительной лепниной, выполненной в виде женских лиц. Поднимите голову вверх – и одна из «обитательниц» фасада заглянет вам в глаза.
А вот ещё один великолепный образец сочетания приятного с полезным – дом по Никитинской, 3. В Воронеже это единственное здание, в котором сохранился световой фонарь. Это полое пространство, проходящее по вертикали через всё строение, служило для того, чтобы осветить подъезды и лестничные пролёты в дневное время естественным светом. В доме по Никитинской остатки фонаря в форме домика видны на самом верху здания и на потолке, в подъезде.
Идеологически верная Афина
Ну а на здание нынешней городской администрации просто невозможно не обратить внимания! Монументальное и вместе с тем не вычурное строение предназначалось коммерческому Волжско-Камскому банку. В годы войны зданию, что называется, «досталось», его пришлось восстанавливать.
Сложно не заметить и скульптурные композиции на фасаде дома. Одна запечатлевает Афину и Гефеста, другая обыгрывает колхозно-пролетарскую тематику. Выглядит такое сочетание причудливо. Оказывается, вариацию на тему рабочего и крестьянки водрузили на «модерновое» здание уже при новой власти, убрав при этом авторскую «буржуазную» композицию. А вот обнажённые Гефест и Афина показались советским властям «идеологически» верными – их решено было оставить. Может, потому, что Гефест – покровитель кузнецов, а Афина – земледельцев?
Воронежцы наверняка знают, где находится областная клиническая офтальмологическая больница. Автор здания – тоже Замятнин. Интересно, что именно для глазной больницы архитектор и создавал это строение. За свою работу он получил орден Святой Анны III степени и приличное вознаграждение. Впрочем, от него он отказался в пользу больных. Воронежскому зодчему была присуща щедрость – как, кстати, и Шехтелю, который мог раздавать свои проекты и уже готовые здания направо и налево.
Несколько лет назад одно событие переполошило весь город. Рабочие, ремонтировавшие больницу, вдруг заметили на стене икону – евангельский сюжет «Исцеление слепых». Невероятно: изображение покоилось под слоем штукатурки целый век и сохранилось так, словно его создали недавно.
– На месте иконы был заметен проём. И все воспринимали его именно как заложенное окно, – с удивлением рассказывает Ольга Рудева. – Возможно, икону «спрятали» в годы революции верующие, спасая от осквернения. Или сами советские власти заложили изображение, считая его ненужным. Но всё же странно, что об иконе никто из старожилов не знал.
Дворянское гнездо
К сожалению, воронежцы уже не смогут воочию увидеть, как выглядела настоящая дворянская усадьба. До недавнего времени её наглядный пример красовался на улице Таранченко, 40. Это здание хранило все атрибуты дворянского имения: парадный и чёрный входы, подсобные помещения, прекрасные каменные погреба, единственную в городе беломраморную лестницу. И даже чёрную лестницу – уникальную принадлежность дворянского быта. Целый комплекс хозяйственных помещений и комнат для прислуги располагался внутри таким образом, что имел выходы на каждый этаж «белой» части дома.
После войны в «чёрных» пространствах выстраивали целые квартиры, в итоге все чёрные лестницы в Воронеже исчезли. А вот на Таранченко, 40 её оставили – потому что дом отдали воронежским военачальникам. В народе с тех пор его и прозвали «генеральским». Здесь жили дважды Герой Советского Союза, генерал армии Афанасий Белобородов, который взял в плен и допрашивал генерала Паулюса, и Герой Советского Союза, генерал-полковник Михаил Шумилов, командовавший Воронежским военным округом.
Вообще, этот особняк удивительным образом пережил советские нападки на черты «буржуазного искусства», Великую Отечественную, но, к сожалению, погиб в мирное время. Целый год дом пытались спасти любители воронежской истории, участники движения «Вантит» и даже некоторые обитатели дома. Последние упорно не продавали свои квартиры бизнесменам, облюбовавшим землю под великолепным строением.
– Самыми стойкими оказались два жильца, – вспоминает Ольга, – изящная пожилая дама, ценительница искусства, с великолепной коллекцией живописи, она особенно переживала за дом, и молодой человек. Женщина так и умерла, не желая переезжать в новую квартиру.
Обидно, что автор всех перечисленных шедевральных творений Михаил Замятнин был забыт ещё при жизни. И сейчас даже неизвестно, где он похоронен. Предполагается, что в парке возле цирка. О зодчем напоминает лишь доска на кинотеатре «Пролетарий», и то на ней Михаила Замятнина «обозвали» Замятиным.