Сюрпризы для школьников

   
   

В какой цвет покрасили парты в классе, кто из одноклассников вырос за каникулы больше всех - ответы на традиционные "первосентябрьские" вопросы курские школьники получат уже в субботу. А пока самое время узнать, какие сюрпризы приготовило для них российское министерство образования и науки.

Основы православной культуры и профиль

В этом году, в соответствии со стандартами, спущенными сверху, в Курской области был принят новый региональный базисный учебный план. Согласно ему в школьной программе увеличится количество часов, отведенных на социально-экономические дисциплины, информатику и английский. Обязательным для каждой школы станет факультативное изучение основ православной культуры. Посещать этот урок детей никто заставлять не будет, но возможность изучать православную культуру предоставят учащимся всех школ без исключения. Кроме того, школьникам среднего звена дополнительно добавят по часу основ безопасности жизнедеятельности и краеведения, старшеклассникам - того же ОБЖ и русского языка.

"Новый базисный план не увеличивает количество часов, а лишь перераспределяет их между предметами в соответствии с новыми стандартами образования, - подчеркивает начальник общего отдела образования, воспитания и инспектирования комитета образования и науки Курской области Татьяна ЧЕМОНИНА. - 85% часов согласно новому плану отведено на обязательные предметы и дисциплины, связанные с изучением родного края. Остальные часы каждое учебное заведение вправе отдать на предметы, которые оно выбирает для углубленного изучения".

Если раньше наличием профильных классов могли похвастаться только лицеи и гимназии, то сегодня Министерство образования и науки рекомендует открыть специализированные 10 и 11 классы во всех школах. При этом детям, не желающим "углубляться" в отдельные науки, должна быть предоставлена возможность получить универсальное образование.

Переход на профильную систему обучения идет уже во многих школах. Десятиклассники, определившиеся с выбором будущей профессии, радуются возможности лучше подготовиться к поступлению в вуз. Те же, кто пока не определился, опасаются ошибиться с выбором направления и упустить "неуглубленные" предметы (вдруг они пригодятся после школы?). "Важно понять, что в профильном классе дети получают необходимый объем знаний по всем предметам, - развеивает опасения школьников и родителей Татьяна Чемонина. - Мы не жертвуем одними часами в пользу других. И ребенок, учащийся в гуманитарном классе, будет изучать точные науки на том же уровне, что и ученик обычного универсального класса. То есть выбранный профиль нисколько не ограничивает учащегося в выборе профессии".

Оптимизация без оптимизма

Одна из самых важных и неоднозначных министерских реформ - реструктуризация сельских школ, предполагающая закрытие малочисленных учебных заведений. Копий вокруг этой инициативы было сломано немало. Но если раньше о ликвидации экономически невыгодных сельских школ только говорили, то в этом году государство начинает активно действовать.

Сегодня в Курской области 85% сельских школ, 35% из которых - малокомплектные. По расчетам сотрудников областного комитета образования и науки, к 2010-му 133 сельские школы будут реорганизованы (либо закрыты, либо поменяют статус). Например, если в соседних селах было 2 средние школы, то одна из них, скорее всего, теперь станет основной, и старшеклассники будут ежедневно ездить на занятия в соседнее село. Сегодня школам уже выделяется транспорт. "Такая система приносит положительные результаты. И дети, и родители довольны", - говорит Татьяна Чемонина.

Однако у самих сельских жителей оптимизация системы сельских школ оптимизма не вызывает. "Умрет школа - умрет село", - повторяют одну и ту же фразу жители разных районов области. Беспроблемной реорганизация школ видится только из высоких московских кабинетов. Людям, которые знают, что зимой село бывает неделями отрезано от мира снежными заносами, предоставление транспорта не кажется лучшим выходом из положения. А зная, как часто ломаются автобусы, селяне уверены, что дети станут прогульщиками поневоле.

Поэтому главы большинства районов области настроены отстаивать малокомплектные школы до последнего. Получится ли? Теоретически - вполне возможно. Ведь решение о реорганизации любой школы не может быть принято без согласия схода граждан и муниципальной власти. Практически же все снова сводится к старой русской поговорке: "Не хочешь - заставим". Заставлять, надо отдать чиновникам должное, у нас уже научились не силой, а с помощью более эффективных экономических мер. Уже в 2008-м в сфере образования вводится новая нормативно-подушевая система оплаты туда, в соответствии с которой зарплата учителя будет прямо пропорциональна количеству его учеников. Естественно, впервые получив ее за месяц работы в классе из восьми человек, учитель малокомплектной школы тут же потребует перевода на другое место работы. А если учителей не останется, то школы закроются сами собой, не так ли? По расчетам чиновников, сотрудники районных отделов образования смогут трудоустроить всех учителей малочисленных школ в другие учебные заведения.

Смотрите также: