16 октября в Курске состоится расширенное совещание руководителей регионов Центрального федерального округа, посвященное вопросам развития местного самоуправления. Накануне корреспондент "Аиф-Курск" побеседовал на эту тему с губернатором Курской области Александром МИХАЙЛОВЫМ.
Количество или качество?
- Александр Николаевич, по количеству муниципальных образований Курская область занимает 9-е место в Российской Федерации и 1-е место в ЦФО. Хорошо это или плохо?
- До принятия Федерального закона N131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с 1996 года в Курской области существовала одноуровневая поселенческая модель местного самоуправления. Действовало 512 муниципальных образований, в том числе 32 городских и 480 сельских поселений. Причем уже в 2002 году все муниципальные образования имели собственные бюджеты.
В ходе реализации федерального закона территориальная структура местного самоуправления области изменилась. Статусом городского округа были наделены 5 городов: Курск, Железногорск, Курчатов, Льгов, Щигры, где сегодня проживает 592,5 тысячи человек. Статус городских поселений обрели 27 райцентров, а статус сельских поселений - 480 муниципальных образований. Эти муниципальные образования составляют первый уровень местного самоуправления. В 2005 году было образовано 28 муниципальных образований на уровне районов - они составили второй уровень.
Таким образом, к 1 января 2006 года у нас была сформирована двухуровневая структура местного самоуправления, и переходного периода, предусмотренного законом, у нас не было.
Сегодня в Курской области 540 муниципальных образований, и такая модель территориального устройства в наибольшей степени соответствует концепции, заложенной федеральным законом. Мы уже прошли тот путь, на который многие регионы России только готовятся вступить.
Однако назрела необходимость укрупнения малочисленных муниципальных образований, что существенно упростило бы межбюджетные отношения и сэкономило расходы. В регионе сегодня 125 муниципалитетов с численностью населения до 500 человек. Это тот случай, когда количество, увы, не перешло в качество. Действительно, нынешняя система местного самоуправления - громоздкая, высокозатратная структура. Значительно возросли расходы на содержание аппарата управления муниципальных образований, по отдельным из них расходы на управление составляют до 90% объема местных бюджетов.
Должен сказать, что на местах население эту проблему видит. В последнее время в администрацию области стали поступать предложения по сокращению количества муниципальных образований. Создана рабочая группа, которая в рамках мероприятий по проведению административной реформы обобщает поступившие с мест предложения по преобразованию (объединению) муниципальных образований. Разумеется, дело это весьма деликатное и требует глубокого анализа.
"Парад суверенитетов" - дело прошлое"
- Как вы оцениваете итоги муниципальной реформы конкретно в Курской области и в целом по России?
- Твердо убежден, что вопросы организации эффективного местного самоуправления не потеряли актуальности. Они важны как для реализации текущих социально-экономических задач на региональном и местном уровнях, так и с точки зрения перспектив укрепления основ государства, развития демократии.
С органами местного самоуправления мы работаем на партнерских, конструктивных началах. Муниципальная власть учится грамотно решать непростые социальные вопросы, проблемы ЖКХ, строительства дорог, газификации, то есть управлять процессами, которые должны улучшать жизнь людей. Выросла квалификация, профессионализм глав и специалистов. Как положительный момент отметил бы желание самих глав сообща с областной властью решать насущные проблемы - пресловутый "парад суверенитетов" уходит в прошлое.
- В вашем регионе накоплен серьезный опыт в становлении системы местного самоуправления. С какими сложностями пришлось столкнуться?
- Были споры по вопросу наделения городских поселений статусом городского округа. Как известно, территории городского округа не входят в состав муниципального района. У нас сельскохозяйственная область. Выделить город из района и оставить район без инфраструктуры означает обделить сельские поселения. Поэтому при разработке закона выбрали наиболее оптимальный вариант, при котором город и район развивались бы полноценно.
Имелись проблемы с границами муниципальных образований. В итоге удалось снять накопившиеся противоречия и принять в 2004 году шесть областных законов. Проведена большая работа по безвозмездной передаче в муниципальную собственность областного имущества. Это объекты социальной сферы - клубы, библиотеки, дома культуры, больницы. Всего в муниципальную собственность передано имущество на сумму более 3 миллиардов рублей.
К сожалению, остались и нерешенные проблемы. По ряду вопросов компетенция муниципалитетов не обозначена четко федеральным законодательством. Как пример - полномочия по пожарной безопасности. До сих пор нет ясности, как и на каком уровне финансировать содержание имущества, предназначенного для этих целей. Не урегулирован вопрос с финансированием полномочий по регистрации граждан по месту жительства. К компетенции органов местного самоуправления, как вы знаете, этот вопрос не относится. Но на практике муниципальные образования данную функцию выполняют и тратят на это средства местного бюджета.
На мой взгляд, в последнее время неоправданно расширяется практика передачи отдельных госполномочий, которые не имеют прямого отношения к жизни местного населения и не обеспечиваются финансово. Имею в виду Лесной кодекс, закон о государственном земельном кадастре. Надеюсь, что по мере совершенствования нормативной правовой базы в сфере разграничения полномочий эти проблемы постепенно исчезнут.
Проверка властью
- Расскажите, как шла работа над региональным законодательством по вопросам местного самоуправления.
- За последние 4 года введено в действие около 100 областных законов, определяющих порядок процедуры выборов, регламентирующих финансовые, имущественные отношения между областью и муниципальными образованиями, утверждена областная целевая программа "Государственная поддержка органов местного самоуправления Курской области и создание условий для развития конституционных полномочий местного самоуправления".
На местах также были приняты нормативные правовые акты, регулирующие вопросы местного значения. Это позволило нам решить многие организационные, финансовые и имущественные вопросы для органов местного самоуправления в районном звене, провести выборы глав и депутатов представительных органов, сформировать аппарат администраций районов, разработать и принять уставы.
- Насколько сегодня местные бюджеты финансово обеспечены для выполнения своих полномочий, претерпели ли изменения межбюджетные отношения?
- Как известно, основными источниками пополнения местных бюджетов являются: налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный и ряд других налогов. На величину их поступления влияют: уровень развития промышленного и сельскохозяйственного производства в муниципалитетах, полнота учета налогоплательщиков, размер и собираемость налогов, рациональное использование земель и многие другие факторы. Здесь, как вы понимаете, многое зависит от грамотной работы органов местного самоуправления.
Бюджетная политика областной власти направлена на укрепление финансовых основ местного самоуправления. Для решения вопросов местного значения областной и федеральный бюджеты выделяют муниципалитетам финансовую помощь в виде дотаций и субсидий. Отмечу, что за последние три года объем субсидий вырос в 15 раз, дотаций - в 1,5 раза. В нынешнем году безвозмездные поступления в местные бюджеты составят более 7 миллиардов рублей.
- В России практически ежедневно вскрываются факты коррупции, причем в значительной степени взяточничество распространено среди глав муниципальных образований. Как с этим явлением можно бороться?
Некоторые руководители местного самоуправления не выдерживают, образно говоря, проверку властью и идут на прямое нарушение закона. Немаловажным фактором, который может оказать существенное влияние на борьбу с коррупцией, является взвешенное решение избирателей во время выборов глав муниципальных образований. Непорядочным людям не место во власти - об этом должен помнить каждый.
Для реализации антикоррупционных задач, которые ставит перед собой государство, важно обеспечить прозрачность финансовых потоков и ответственность должностных лиц местного самоуправления. За любое нарушение закона, независимо от ранга и служебного положения, они должны нести ответственность, в том числе и уголовную. Главная роль здесь принадлежит надзирающим, правоохранительным органам. Государству нужна эффективная система контроля, создающая надежный заслон финансовым нарушениям, махинациям, взяткам.
Смотрите также:
- Бюджет области увеличен на 426 млн рублей →
- Два в одном. О реформе власти в Тамбове →
- Думцы – за лучшую жизнь тамбовчан →