"Есть такая профессия - Родину защищать" - этому девизу Василий Алексеевич Поздняков был верен в течение 27 лет, когда служил в ракетных войсках стратегического назначения, и остается верен сейчас, являясь старшим помощником начальника отделения морально-психологической и информационной работы военного комиссариата Липецкой области. А какими "девизами" в отношении службы руководствуется сегодняшняя молодежь? Об этом в канун Дня защитника Отечества Василий ПОЗДНЯКОВ рассказал корреспонденту "АиФ-Липецк".
"Время паники прошло"
- Вы работаете в военном комиссариате, а также являетесь руководителем Союза общественных объединений "Патриот" и зам. председателя Общественной палаты Липецкой области, поэтому кому как не вам знать настроения призывников. Боятся ли они армии?
- Такая постановка вопроса была актуальна в прошлые годы. Достаточно вспомнить обстановку, царившую на призывных пунктах 7-8 лет назад, когда многие молодые ребята и их родители были в панике. Я помню, какие тогда были крики и слезы. Оно и понятно: была Чечня. Однако в последние годы заметно изменился психологический климат. Сказалась работа, проводимая с призывниками, происошедшие изменения в снабжении армии. Появилась стабильность в стране. Тревожное ожидание службы постепенно уходит: ребята идут служить более спокойно.
Конечно, все армейские проблемы еще не решены, и многим это не дает покоя. Есть ребята, которые не желают служить, их у нас в области около 300 человек. Конечно, это неприятно, но... что сделаешь. Хотя уклоняться с 18 лет до 27 - это непростая задача.
- А кто хочет стать настоящим солдатом?
- Отношение призывников к военной службе в области наиболее положительное в Становлянском и Воловском районах. Кстати, в Становлянском, Добровском, Долгоруковском районах молодежь активно стремится поступить в высшие военно-учебные заведения. Часто такое желание изъявляют ребята, которые учатся в кадетских классах. Например, выпускники кадетского класса летчиков поступают в летные военно-учебные заведения, а если кадеты моряки, соответственно, в морские училища. Липецкое региональное отдеделение Общероссийского общественного движения поддержки флота помогло создать в нескольких городах области кадетские классы морской направленности. По инициативе общественной организации "Союз офицеров ВДВ и ветеранов боевых действий" в Липецке на базе школы-интерната N 2 создан кадетский десантный класс.
Липецкий солдат востребован
- Говорят, что липчане часто попадают в элитные части...
- Наши призывники за время своей службы проявляют себя достаточно хорошо. Поэтому офицеры, которые приезжают к нам за новобранцами, охотно берут их в свои подразделения. Недаром порядка 70% призывников служат в Московском военном округе.
- Что бы вы хотели порекомендовать представителям федеральной и региональной власти для улучшения воспитательной работы среди молодежи?
- Во-первых, мне очень хочется, чтобы на федеральном уровне наконец-то была выработана четкая и понятная молодежная политика. Хотя в отдельных российских регионах и удается достигать неплохих результатов, но это, скорее, заслуга отдельных руководителей. Надо понимать, что мы хотим от молодежи и что мы ей даем. Во-вторых, нужно увеличить финансовую и организационную помощь тем общественным организациям, которые активно работают с молодежью, воспитывают патриотизм. Осознавая свой долг перед Родиной, ребята должны с охотой и гордостью идти на ее защиту.
Письмо в номер
Кафедра-призрак
Свой главный праздник - 23 февраля - офицеры военной кафедры ЛГПУ встречают с совсем не праздничным настроением. Вот уже три года они являются заложниками странной ситуации. Такое письмо мы получили накануне:
"Убрать военные кафедры из вузов в Правительстве РФ решили в 2005-м. И на данный момент мы не обучаем ни одного студента. Основной аргумент, прозвучавший на самых верхах: военные кафедры созданы для повышения "взяткоемкости" вузов. А ведь это прямое оскорбление офицеров. Еще один аргумент: студентов учат косить от армии. На кафедре сейчас из оставшихся четырех офицеров трое ветераны боевых действий, и мы учили будущих офицеров с достоинством выполнять свой служебный долг! И факты это подтверждают. Например, наши выпускники стреляли из всех видов стрелкового оружия, гранатометов, вооружения БТР, АГС -17. В этом году наши выпускники в войсках с удивлением обнаружили, что многие кадровые офицеры не только не стреляли, но и не видели некоторых образцов вооружения. Призыв наших выпускников в последние два-три года достиг 90%. Наши выпускники не косят от армии.
Казалось бы, все просто: раз мы не нужны, нас надо сократить. Но пикантность ситуации в том, что у нас нет законного основания отказать студентам в получении дополнительного образования на военной кафедре, которая фактически и юридически существует в вузе. До сих пор нет постановления Правительства РФ о расформировании военных кафедр. А издать его можно только после внесения изменений в закон. В итоге Минобрнауки прекращает наше финансирование (отсутствует преподавательская нагрузка), а Минобороны не может оформить расформирование кафедры и увольнение офицеров по организационно-штатным мероприятиям. Ведь для ликвидации кафедры нет юридического основания.
На практике это все выглядит следующим образом. Уже смирившись с тем, что кафедру сокращают, мы начинаем обращаться в службы округа с просьбой определить порядок сдачи или списания имущества, которое находится на кафедре. А его немало. В ответ мы получаем резонный ответ: для списания или передачи необходимо основание, а на каком основании вы собираетесь сокращаться? Телеграмма статс-секретаря министра обороны генерала армии Панкова не является основанием для расформирования кафедры!
Теперь о другом аспекте ситуации. С сентября 2005 года Основы военной службы (ОВС) стали обязательным предметом обучения. Но до сих пор ОВС являются разделом предмета ОБЖ. И готовят преподавателей по этому предмету. На выходе мы имеем дипломированного специалиста, как правило, женского пола, который преподает основы военной службы. Это неправильно. И никто не предлагает отслужившим в армии получить высшее образование, офицерское звание и стать руководителем ОВС школы. Отсюда - неуправляемость и несогласованность военно-патриотической работы.
Возможно, все вышеизложенное неверно, потому что мы не обладаем всей необходимой информацией. Тогда почему государство ставит своих офицеров в ситуацию, которую даже сложно сформулировать и описать?! Ложь разрушает систему, делает будущее армии неопределенным".
Смотрите также:
- Владимир Родионов: «Большая часть наших ребят идёт в армию с удовольствием» →
- Уклонисты. Что грозит курянам, игнорирующим повестки в военкомат? →
- Стандарты новые, проблемы - старые →