В областном центре культуры и народного творчества открылась персональная выставка липецкого художника Вадима Бутакова. На ней представлены портреты знаменитостей, натюрморты и пейзажи с видами родного города.
Все, кто видел работы, отмечают незаурядный талант и мастерство автора. А ведь ему всего 14 лет! С юным художником встретился корреспондент "АиФ-Липецк".
Талант по наследству
- Поздравляем, Вадим! Это твоя первая выставка?
- Да, до этого мои картины выставлялись только в 69-ой школе, где я учусь. Там они многим понравились. Учителя рассказывали, как люди подходили к ним и спрашивали - кто так красиво нарисовал. Мне было очень приятно это слышать: значит, работа была проделана не напрасно.
- А ты сомневался, что твои картины могут понравиться?
- Ну, я-то к своим работам всегда критически отношусь. Нет, наверное, ни одной из картин, которую бы я не хотел хоть немного переделать. А бывает, напишу картину, мама глянет - как красиво, а мне на неё даже смотреть не хочется. Руки так и тянутся разорвать и выбросить. Не знаю, хорошо это или плохо. Но мне кажется, такой подход к работе помогает развиваться, расти дальше.
- Почему ты решил стать художником?
- Мне всегда нравилось рисовать - и красками, и карандашами. Сначала это были самые обычные рисунки, как у всех детей - домики, животные, машинки. Вряд ли в них можно было рассмотреть какой-то талант. Хотя мама рассказывала, что с детства у меня был свой, особенный, взгляд на мир. А в пример приводила такую историю - как-то идём мы с ней по парку, лежит обычная веточка, а я показываю на неё и говорю -
мама, смотри, верблюжонок. И такое случалось не раз. По словам родителей, в самых обыденных вещах я мог увидеть нечто необычное.
- И поэтому они отдали тебя в школу искусств?
- Да, на художественное отделение. Правда, сначала мама хотела, чтобы я занимался музыкой - сама она профессиональный пианист с консерваторским образованием, но потом поняла - это не моё. Я - в папу, он тоже художник, правда, для него это хобби, а не профессия.
Начало пути
- В каком жанре тебе больше нравится работать?
- Трудно сказать. Мне нравятся разные жанры - и портрет, и пейзаж, и натюрморт. Всё, наверное, зависит от вдохновения. Например, пейзаж с фонарём я написал по воспоминаниям о поездке в детский лагерь. А портрет Виктора Цоя - находясь под впечатлением от его музыки. А Стивена Кинга мне захотелось нарисовать, когда я прочитал его рассказы. Так же появились портреты Сергея Есенина, Владимира Высоцкого, Майкла Джексона. Вряд ли я бы взялся их писать, если был равнодушен к творчеству этих людей.
- Говорят, сложно создать хороший портрет по фотографии, тебе это удалось. Расскажи, в чём секрет?
- Лучше, конечно, писать портрет с натуры. Так художник в процессе работы может общаться со своей моделью и лучше почувствовать её характер. По фотографии сделать это сложнее. Поэтому прежде, чем писать чей-то портрет, я собираю сведения об этом человеке - о его привычках, вкусах, манере поведения, а потом использую их в работе. Например, узнав, что Олег Янковский часто курил трубку, я так его и изобразил - с трубкой в руке. А Виктора Цоя - с микрофоном. Такие детали помогают зрителю лучше почувствовать характер моих героев.
- А кого из ныне живущих знаменитостей ты бы хотел написать с натуры?
- Да я даже над этим не задумывался. Может, Стивена Кинга. Но ведь это практически нереально. Пока я могу об этом только мечтать.
- У тебя есть кумиры среди великих художников?
- Я большой поклонник работ Николая Рериха, Сальвадора Дали, Михаила Врубеля. Но при всём при этом стараюсь никому не подражать. Мне кажется, у художника должен быть свой стиль, отличный от остальных. Но чтобы его выработать, нужны годы, я же только в начале пути.
Рисунок как выражение чувств
- Как думаешь, для чего люди творят?
- Не могу говорить за остальных, скажу за себя. Я не задумываюсь, какое впечатление картина произведёт на зрителя, а хочу через рисунок выразить свои собственные эмоции и чувства.
- Выходит, ты относишься к художникам, которые не могут работать "на заказ"?
- Нет, я вполне могу работать и на заказ. В этом даже есть свои преимущества. К примеру, картина, которая пишется по вдохновению, может отнимать слишком много сил - из-за этого иногда не удаётся довести начатое до конца. А заказ, хочешь - не хочешь, надо выполнять. Но, даже работая на заказ, нельзя писать картину чисто механически. В каждую работу нужно вкладывать душу, без этого ничего путного не выйдет - только зря потраченное время.
- Кстати, о времени. Слышала, ты успеваешь ещё и в школе хорошо учиться?
- В этом году я окончил восьмой класс "твёрдым" хорошистом. Так что моё увлечение учёбе нисколько не мешает. А картины я пишу после уроков или на занятиях в школе искусств. На каждую работу уходит разное количество времени. Иногда картину можно создать за день, а иногда на это требуется несколько месяцев. Всё зависит от сложности работы и настроения.
- Кем ты видишь себя в будущем?
- Скорее всего, это будет работа, связанная с изобразительным искусством: сегодня, к сожалению, не выгодно быть просто художником. Но пока я так далеко не заглядываю. Нужно окончить школу, кроме того, хотелось бы организовать ещё несколько выставок. Надеюсь, мои работы людям понравились и меня снова пригласят. У меня полно новых идей. Но пока не буду о них говорить - пусть будут сюрпризом.
Смотрите также:
- Художница Лариса Гришаева: «Работая в тишине, проникаешь в душу картины» →
- Тамбовскому художнику Андрею Бубенцову исполнилось 50 лет →
- Сделать жизнь ярчес помощью… лоскутков →