6 марта в Орле состоялась выставка работ художницы Ольги СОКОВОЙ. А несколькими днями раньше я шла по рыхлому, сероватому мартовскому снегу к Ольге домой, чтобы накануне выставки поговорить с талантливой женщиной.
...Мечта стать врачом не сбылась. Точнее, ее просто заменила другая, стоило лишь 18-летней девушке по счастливой случайности забрести на худграф Орловского университета. Нуждаясь в деньгах, Ольга пришла на факультет поработать натурщицей. Да так там и осталась. Только уже для того, чтобы обучиться художественному мастерству. Сейчас, кроме рисования, Ольга играет на флейте и на гитаре. Да и вообще серьезно увлекается бардовской песней, сама пишет стихи и музыку.
Картины Ольги не найдешь на центральной улице города среди бездарных, как будто распечатанных на принтере, работ местных "дарований". Художница - домоседка. И созданные ей портреты, пейзажи, сюрреалистические картины можно увидеть лишь на нечасто организуемых выставках. Да еще разве что в ее квартире, заполненной мелками, красками, холстами, альбомами и книгами по философии...
Именно там, уютно расположившись на диване, мы и беседовали с Ольгой за чашкой зеленого чая... Об искусстве, неизбежно переходящем в жизнь. И наоборот.
Женщина чувствует тоньше
- Ольга, в каком жанре вы предпочитаете работать: пейзаж, портрет, рисунок? Что вам ближе?
- Если я пишу пейзаж - это тоже портрет отчасти. Если я пишу сюрреалистическую картину, то и она каким-то образом оказывается связана с портретом. То есть получается такая своеобразная "переработка" внешнего мира внутренним.
- Выходит, что ваши картины - это в первую очередь отражение себя самой?
- Скорее, отражение действительности через призму собственного восприятия. Конечно, у меня есть немало автопортретов. Но это не значит, что я полностью сосредоточена на собственной персоне. В искусстве гордыни быть не должно.
- А как вы считаете, женское восприятие искусства сильно отличается от мужского?
- Да, это очень интересный вопрос... Ортега-и-Гассет (испанский философ-экзистенциалист. - прим. ред.) в своих произведениях говорил следующее: женщины лучше воспринимают и чувствуют свое тело. Многие мои работы связаны с этой тематикой. Например, работа "Времена года". На картине изображено женское тело и в нем - происходящие в природе процессы: град, ветер... Женщина рожает ребенка. Именно поэтому она лучше ощущает физическую силу. И вместе с тем, женщины более духовны. Они способны не зацикливаться на физической стороне дела, а очень чисто воплотить все в искусстве.
Поспать перед творческим процессом
- Ольга, у вас есть учителя, наставники среди художников? Те люди, которые повлияли на процесс вашего творческого становления?
- Если говорить о сюрреализме, то, как и многим, раньше мне нравился Сальвадор Дали... Однако, на мой взгляд, сюрреализм - это, так сказать, "мертвое искусство". Мне близок сам их "способ" рисования, некоторые советы того же Дали. И все. Или вот еще близок Кокошка - был такой сюрреалист - своей любовью к символам. Знаю такой интересный эпизод из его жизни: он постоянно носил с собой куклу, похожую на его возлюбленную. До тех пор, пока ее не украли. Очень трогательно, по-моему. Да, еще близки чуть ли не все портретисты. Очень люблю этот жанр.
- Вы упомянули о "советах", которые давал Дали. А что именно за рекомендации? Вы ими пользуетесь?
- Ну, например, он очень рекомендовал поспать перед творческим процессом. И начинать работу как бы в состоянии полусна... Чтобы образ был чистым, чтобы не было наслоения ненужных мыслей. Бывает так, что просто смотришь на чистый холст, думая, что изобразить, и образ приходит сам собой. То есть в этот момент художник пребывает в состоянии некой медитации. Которое просто необходимо. Мне кажется, что надо все-таки чуть-чуть войти в свое подсознание.
- "Войти чуть-чуть в подсознание"... Значит, на ваш взгляд, искусство рождается там, на этой грани?
- Да, если говорить о сюрреализме. А если говорить о портрете, то тут, скорее, выход вовне. То есть нужно смотреть по сторонам и представлять, как ты изобразишь того или иного человека еще до того, как взялся за карандаш.
- Ольга, а в вашем творчестве есть сюрреалистичные портреты?
- Пожалуй... Здесь же еще важно, что именно называть портретом. Вот, например, моя картина, где изображен желтый человечек... У меня был эскиз к ней. И одному знакомому я сказала: "это ты... в моем внутреннем мире".
Бедность - это испытание
- У того же Сальвадора Дали есть такая мысль: "Художник не должен быть бедным". Сам он жил шикарно и этого не стеснялся. Ни для кого не секрет, что сейчас творческим людям не очень просто пробиваться в жизни. Кое-кому, чтобы достичь успеха или просто хоть как-то свести концы с концами, приходится "халтурить". Насколько это вообще приемлемо, как считаете? Или, может, все-таки лучше бедность?
- Ну, начнем с того, что Дали был отнюдь не ленив, раз уж о нем заговорили. Это как раз многое объясняет. Все зависит от состояния души, насколько человек вообще способен творчески работать и этой работе отдаваться. Вопрос, конечно, парадоксальный: это все равно, что спрашивать, хорошо или плохо быть богатым? Все зависит от человека. Кто-то сам богат и еще другим помогает. А вообще, состояние бедности у художника - это своеобразное испытание, которое может многому научить. И если с любовью и не предавая себя из этого состояния выйти, то богатым быть уже не страшно.
- Как вы думаете, какое самое главное качество для художника?
- Трудно сказать... Наверное, внутренняя свобода. И еще, конечно же, необходимо воспитывать в себе чувство любви. Причем даже негативные эмоции, будь то злость или ненависть, должны через искусство преобразовываться именно в чувство любви. Для этого важно иметь в виду некую положительную цель, а не просто выражать свои негативные эмоции, которые, как правило, потом бывают никому не нужны.
- А что бы вы никогда не стали бы рисовать?
- Хм... Пожалуй, то, что сильно пугает. Если пугает немного, то я могу это преобразовать. А если сильно... Не берусь. К людям это, кстати, тоже относится. Не рисую хамов и пьяниц.
- Женщинам 8 марта подарки дарят, поздравляют... А вы любите получать подарки? Вспомните какой-нибудь интересный, любимый.
- Подарки обожаю! И люблю их зарисовывать. Собираю в красивую кучу и делаю такие своеобразные натюрморты. Интересный подарок мне преподнесли ко дню рождения. Мои хорошие знакомые принесли букет чеснока! С длинными-длинными стрелками, перевязанными ленточками с надписью. Очень красиво все это смотрелось!
Смотрите также:
- Бывший подполковник милиции «пишет» картины крыльями бабочек →
- Художник: «Мудрость возраста» – это некий код да Винчи» →
- Фантазии и реализм художника Станислава Дымова →