Если судить по нумерации, в Орле должно быть 88 государственных детских садов. На самом деле их немногим больше семидесяти. Утечка "номеров" в основном связана с 90-ми годами, когда в большинстве дошкольных учреждений был недокомплект: сады закрывали, здания продавали. В бывшем детсаду N 69 "окопался" УБОП, вместо сада "Айболит" - модный новострой "РеКома", бывший сад на ул. Ленина, в торце хлебокомбинатовского магазина, смотрит на мир безликой кодовой дверью...
МЕЖДУ тем чиновники всех уровней продвигают в массы нацпроекты "Здоровье", "Образование", призывая женщин рожать побольше и почаще. Мол, вы нам прирост населения, мы вам - материнский капитал и все условия для жизни.
2007 год... На совещании в мэрии приводят обнадеживающие цифры: в родовспомогательных учреждениях в 2006 году оформлено 3263 родовых сертификата, родились 3157 детей. Рождаемость в Орле увеличилась с 9,1 до 9,2 человека на тысячу населения. Одновременно младенческая смертность снизилась за год с 7,4 до 7,1 на тысячу новорожденных.
Но жизнеутверждающая статистика оказалась палкой о двух концах. Начальник городского управления образования Александр ШАТОХИН сообщил, что получено более 4000 заявлений от родителей, желающих устроить детей в дошкольные учреждения. Однако на данный момент в Орле сады могут принять только 2000 детей. Главный специалист управления перспективного развития города Елена ЖОЛУДЕВА рассказала, что планируется построить восемь детских садов на 320 мест каждый, якобы земли под строительство уже зарезервированы. Но когда оно начнется, не известно.
Вот и получается: хотели как лучше, а получилось как всегда. Дошкольные учреждения переполнены, очереди достигают нескольких сот человек, более 10 ребятишекна одно место. Чтобы пробиться в начало "хвоста", родители готовы на многое.
2008 год... При упоминании о "детсадовской коррупции" и подарках за поступление заведующая сада N 16, что на Веселой слободе, Галина ЛОГВИНОВА возмущается: "Не поверю никогда в жизни, что заведующая прямым текстом может говорить родителям, что нужно заплатить". Однако Логвинова не отрицает наличия благотворительных фондов в детсадах, куда родители могут перечислять средства. "Дайте вы хоть миллион, но если группа переполнена, все равно принять ребенка не смогут - сад же не резиновый, - объясняет простую логику Галина Семеновна. - Но если в группу из 20 человек просят взять еще одного ребенка, а родители обещают привести для сада машину песка, например, то почему бы и не взять?".
Санаторный детсад компенсирующего вида, который возглавляет Галина Семеновна, в округе единственный. Это не обычный детский сад, а "для присмотра и оздоровления для детей с туберкулезной интоксикацией". Малыши получают здесь все необходимое, чтобы скорее оправиться от тяжелой болезни. Здесь же в отдельных группах занимаются с так называемыми часто болеющими детьми. "У нас в саду очереди нет, - говорит Логвинова. - Мы принимаем всех, кто обращается. И не только детей, перенесших туберкулез. Часто болеющие - это дети, которые болеют больше трех раз в год".
По мнению Галины Логвиновой, проблем у родителей на Веселой слободе нет, еще один сад здесь не нужен - детей можно водить в близлежащие. Не то что на Наугорке: целый район отстроили, а детсад "забыли".
Веселая слобода - частный сектор, но место активно развивается, район прирастает метрами жилой площади и численностью детского населения. В числе "приросших" слобожан и двухлетняя Яна Новикова (в интересах семьи имена и фамилии изменены). У ее мамы Наташи, как и у других родителей с Веселой слободы, для устройства дочери в дошкольное учреждение есть два варианта.
Первый - искать место в ближайших детсадах на улице Полесской или улице Матросова. Но когда муж Натальи пришел писать заявление, выяснилось, что в этих садах мест нет. Ему просто рассмеялись в лицо, узнав, что ребенку уже два года. Мол, очередь надо было занимать вскоре после родов, если не раньше.
Оставался только 16-й сад. Галина Логвинова выслушала Наталью и согласилась принять ребенка при условии, что терапевт даст необходимый документ. В приемной доктора состоялся показательный диалог. Наталья объясняет, что единственная возможность устроить ребенка поближе к дому - получить соответствующую справку. "А что вы хотели, чтобы ради вашего ребенка строили еще один сад? - удивляется врач. - Дайте взятку заведующей - устроите в обычный". "У меня нет возможности давать взятку, - виновато оправдывается Наташа, - я же в декрете, а муж пока без работы...".
Наталья получила заветную справку - по всем меркам Яна действительно оказалась "часто болеющей". Теперь она будет ходить в сад компенсирующего типа. Ведь действительно, кто будет строить обычный сад для нее одной, для таких, как она?