Алексей Карза: "Хочу сыграть серьезного мужчину!"

   
   

Унаследованный от бабушки актерский талант проявился у него уже в юношеские годы. Сегодня мы знаем его не только по ярким ролям в театре "Свободное пространсто", но и как человека, покорившего огненную стихию. Поклонники, ликуйте! О тонкостях актерской профессии и о многом другом нашему корреспонденту рассказал Алексей КАРЗА.

Премьера - это адреналин

- Алексей, скажи, ты с детства хотел стать артистом?

- Нет. Когда я был маленьким, всегда плакал над военными фильмами и видел себя в образе статного офицера.

- Так почему же, вопреки детскому желанию, ты решил пополнить театральные ряды?

- Интересно было. Я учился в Мезенском педагогическом училище и часто принимал участие в самодеятельности. Потом кто-то из знакомых сказал: "Тебе бы, Карза, попробовать поступить в театральный институт!". На самом деле все произошло из-за лени, ведь там практически не надо учиться: все репетиции, концерты...

- А в театр "Свободное пространство" как ты попал?

- Все довольно просто: при институте театр набирал курс, да и педагоги по большей части были из ТЮЗа (ныне - "Свободное пространство". - Прим. ред.). Кстати, на данный момент официально я не артист театра, у меня трудовой договор на спектакли, в которых я участвую: "Ночь", "Шалый", на малой сцене - "Стеклянный зверинец" и другие.

- У тебя довольно много ролей, скажи, а как запоминаешь свои реплики? Может быть, у тебя феноменальная память?

- Нет, я не могу сказать, что мне стоит один раз прочитать текст, и я сразу его запомнил. Обычно на репетицию спектакля уходит минимум месяц, и все это время приходится учить свою роль. Тем более что это не всегда большие монологи по пять страниц, в основном небольшие реплики. К тому же в театре все реже играют стихотворные произведения, обычно используется проза. А чтобы зрителю было легче воспринимать спектакль, текст режут.

- Многие актеры придерживаются мнения, что премьеру они играют для СМИ, но главным критиком все же считают зрителя. А что для тебя важнее, положительный отзыв в прессе или мнение аудитории?

- По адреналину, конечно, очень важна премьера. Да и первое мнение о спектакле формируют критики. А вообще говорят, что спектакль начинает жить полноценно после 10-го раза. Вот, например, первые прогоны "Ночи" были сыроватыми, а сейчас это уже полноценная работа. Открою секрет, что после премьеры артисты сразу заходят на форум и смотрят отзывы, читают прессу, - с неподдельными эмоциями рассказывает актер. - Мы сильно переживаем, если зритель чего-то не понял...

Любить на сцене не значит изменять

- Есть ли у тебя свои секреты актерского мастерства?

- Абсолютно нет. Мне даже неловко об этом говорить. Ведь я не отношу себя к профессионалам. Вот ты бы мне сказала: "Леш, заплачь". Я только могу пошутить: а из какого глаза? Да, в дипломе написано "актер театра и кино". Но ведь такие дипломы есть у тысячи людей, и не все являются Хабенскими или Мироновыми. И как бы я себя ни любил, говорить о секретах мастерства мне еще рано. Правда, перед репетициями и спектаклем я полностью отказываюсь от компьютерных игр: они реально мешают сосредоточиться.

- Алексей, а твои роли накладывают отпечаток на характер?

- Конечно! Вот сегодня я играю угонщика автомобилей из Польши и на мне сейчас сценический костюм, - актер показывает мощные цепи и браслеты. - Я в роли представителя современного поколения, подонка. И мне это интересно. Даже поймал себя на мысли, что мне тоже нравятся автомобили.

- Скажи, а сложно играть влюбленного человека? Как невеста реагирует на любовные сцены?

- Моя невеста, Алена Кивайло, тоже артистка. И по большей части это я должен ей говорить: Алена, в каком ты виде вышла на сцену! Ведь у нее все-таки больше романтических сцен. Была бы девушка никак не связана с нашей работой, может, и ревновала бы. А на самом деле играть, что ты любишь своего партнера, очень интересно, и это не говорит об измене.

- Кого бы ты хотел сыграть и от какой роли категорически бы отказался?

- Хочу сыграть серьезного мужчину. Но не кого-то конкретно... От какой роли бы отказался, даже не знаю... Если бы предложили сыграть супер-плохого героя, маньяка, согласился бы не раздумывая. Ведь это интересно. Да и многие артисты любят играть "острых" персонажей.

- А что делает актер, когда заканчивается театральный сезон?

- Месяц уходит на репетиции в новых спектаклях. Потом отпуск, и с середины августа начинается подготовка к открытию сезона. В общем-то, у нас странный рабочий график: мы трудимся всю неделю, кроме понедельника.

Притягательная сила огня

- Кроме работы в театре ты занимаешься фаер-шоу и клоунадой. Давно ты этим увлекся?

- В образе клоуна я работаю около пяти лет и становлюсь с ним совершенно другим - более свободным и острым на язык. Порой в жизни я бываю злым и замкнутым, а как только надеваю желтый нос, вредные черты характера тут же исчезают. Знаю и несколько фокусов. А фаер-шоу стал заниматься с третьего курса. Мне это нравится: в огне есть что-то притягательное и волнующее.

- Творческая личность довольно часто подвергается критике. Как ты ее воспринимаешь и не болел ли звездной болезнью?

- Критика - это всегда болезненно. А насчет звездной болезни... да нет, не было повода. Вот получу "Золотую маску" или "Нику", тогда и задашь мне этот вопрос, - скромно улыбается Алексей.

- А в кино хотел бы сняться?

- Да, конечно! Мне очень нравятся хорошие фильмы. Не люблю Феллини и арт-хаус. Но нравится Тарковский, особенно "Иваново детство". Уважаю хороший боевик. Кино - это иной мир: тебя там загримируют, так что кровь бьет ручьем, руки нет... В России хорошего кино давно не было... Вот нравится "Брат", "Свои". Было дело - пробовал сняться в эпизоде, но хотелось бы принять участие в хорошем, стоящем фильме.

- О кино ты высказался, а каково, на твой взгляд, состояние современного театра?

- Думаю, нашему театру не помешает сейчас большая взбучка. Не хватает нам истории про настоящую любовь!

Смотрите также: