На прошлой неделе отец поэтической студии "АЗ", ее гуру, а также создатель и президент международной независимой научно-творческой организации "Академия зауми" Сергей Бирюков вновь посетил родной город.
Как нам стало известно, в "Академию" входят поэты и ученые России, США, Японии и нескольких стран Европы, пишущие в традициях русского авангарда и занимающиеся изучением авангардного литературного наследия. Но первый кирпичик многоуровневого здания этой организации был заложен в Тамбове еще в 1981 году с началом работы литературно-творческого объединения "Слово". А через десять лет, обобщив опыт своей студии, Сергей Бирюков разработал проект "Академии зауми" как международной ассоциации. И тамбовская литгруппа-прародительница превратилась в ее отделение, получив название "АЗ".
Правда, последние 10 лет студия существует без своего гуру. Сергей Евгеньевич оставил преподавательскую работу в ТГУ и с конца 90-х живет в немецком городе Галле, ведет в университете курс русской авангардной поэзии. Но каждый год выбирается в Россию, хотя до родного Тамбова доезжает не всегда. Поэтому любой его приезд становится событием для многих местных литераторов.
Заценить "заумь" могут только эрудиты с высшим образованием
Творческий вечер Сергея Бирюкова начался около полудня, и некоторые сразу окрестили его утренником. Но по-другому нельзя: завсегдатаи уже знают, что беседы с мэтром затягиваются на несколько часов. И действительно, ему нужно и со старшим поколением переговорить, и с новым познакомиться. Последнее особенно интересно, поэтому и сама встреча началась с выступлений самых юных поэтов из студии "Бочка меду", которой руководит "азовка" Елена Владимирова.
Впервые услышал Бирюков стихи студентов Елены Александровой и Андрея Захарова. Со своими новыми творениями познакомили собравшихся и ветераны студии. "На десерт", как обычно, зрители получили произведения самого мэтра. Он вспоминал свои ранние одностроки и фонемные экзерсисы "Капли" из книги "Муза зауми".
А дальше шли поэтические рекомендации, где раскрывалась кухня авангардной поэзии. Наполненные иронией произведения Бирюкова, где современные Петрарка и Лаура переписываются по электронной почте, сменялись болезненными строчками, в которых "Крым соткан из камней, стихов, свинца", а наш "этнос, кажется, до дырочек изношен".
Для понимания многих его вещей нужно иметь не только высшее образование, но и хорошую эрудицию, чтобы оценить шутки с формулой Декарта или печальный разговор с умершим Дмитрием Приговым, чей уход Сергей Бирюков называет "мортальным перформансом". А своеобразное исполнение некоторых стихов вызывало взрывы аплодисментов и заставляло вспоминать, что автор не только имеет педагогическое образование и докторскую степень, но и был когда-то актером.
Литстудия уже не та, но о ее закате говорить рано
Ближе к концу вечера корреспонденту "АиФ-Тамбов" удалось-таки вырвать Сергея БИРЮКОВА "из контекста его творчества" и задать ему пару вопросов.
- Сергей Евгеньевич, как вы считаете, тамбовская студия без вас продолжает полноценно жить или начался ее закат?
- Студия - живой организм, и здесь могут идти разные процессы, когда-нибудь, возможно, наступит и конец. Но пока я не вижу его признаков. Хотя это, конечно, уже не тот коллектив, который я оставил в конце 90-х. Появились новые имена, новые направления. У нас тогда не было представителей готической поэзии, а сейчас их уже несколько. И вообще состав сильно изменился.
- Но вроде бы готика не совсем вяжется с авангардными традициями?
- Я считаю, что разнообразие взглядов и приемов всегда на пользу любому творческому объединению. Если все будут похожими друг на друга, а еще, не дай Бог, станут писать "правильно", зарегулированно, вот это как раз и будет конец литстудии.
- Скажите, а немецкие студенты сильно отличаются от наших?
- В Германии я лишний раз убедился, что российское образование до сих пор является лучшим. Там нет такой фундаментальности, студентам дается больше права выбора, и это не всегда им во благо. Так, например, юный немец, специализирующийся на русской литературе, может досконально изучить творчество Пушкина, но почти не знать Лермонтова.
- А в Германии у вас есть своя студия?
- Да, но акцент там сделан не столько на поэтическое творчество, сколько на актерское мастерство. Группа называется "Театр Дадаз". Ставим произведения русских и немецких авангардных авторов: Хлебникова, Хармса, Бурлюка, Хуго Балля, Кристиана Моргенштерна. Ну, и мои тоже. Так что работа продолжается...
Смотрите также:
- «Читать отвыкли». Курский актер и писатель о том, кому сегодня нужны книги →
- Рупор эпохи. О поэтах-губках, вреде «зомбоящика» и жертвах искусства →
- КНИЖНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ Том 6 →