Каждый уважающий себя художник время от времени выбирается из душной мастерской на свежий воздух. Кто-то из живописцев предпочитает творить в уединении, кто-то - в компании единомышленников, но никто и никогда еще не отказывался от "официальных" пленэров, которые сегодня входят в моду. Вот и в нашей области прошел пленэр художников с поэтичным названием "По следам странствующего энтузиаста".
Настоящие энтузиасты пишут даже в огородах
Тема для пленэра выбрана неслучайно, поскольку посвящен он памяти известного мастера кисти Мстислава Добужинского, чье имя тесно связано с Тамбовщиной. Начиная с июля 1893 года художник на протяжении 20 лет каждое лето гостил и работал в родовом имении, расположенном в селе Семеновка Инжавинского района. В своих "Воспоминаниях" Мстислав Валерьянович писал: "После первого лета в тамбовской деревне, а особенно после второго, где я столько рисовал с натуры, я себя все больше чувствовал художником...".
"На протяжении восьми лет Тамбовская областная общественная организация Российского союза молодежи "Молодежные инициативы" занимается популяризацией творчества Добужинского. В этом году мы получили соцзаказ от областного управления культуры и архивного дела на проведение пленэра", - поясняет руководитель проекта "Тамбовский пленэр художников "По следам странствующего энтузиаста", председатель Тамбовской областной общественной организации "Молодежные инициативы" Татьяна Деревягина. - Поддержку проекту также оказывает региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России".
В первом тамбовском пленэре приняли участие мастера кисти, члены Союза художников России из 16 областей ЦФО и Новгородской области - родины Добужинского. Для большинства из них это - первая встреча с Тамбовщиной, которую представили художники Павел Золотов, Борис Ольшанский, Владимир Сизов и Андрей Бубенцов.
Программа пленэра чрезвычайно разнообразна. "Памятные места в селе Семеновка и городе Кирсанове, связанные с именем Добужинского, дворянские гнезда, природный заповедник "Воронинский", экскурсии по живописным местам и окрестностям - все это удалось посетить нашим живописцам, - рассказывает Татьяна Георгиевна. - Побывали мы и в имении Петровово-Соловово Инжавинского района, селе Паревка, посетили старую усадьбу, мельницу 1914 года, а тамбовскому художнику Павлу Золотову удалось даже открыть местную Швейцарию".
Художники ни минуты не сидят на месте, они словно странствующие энтузиасты, как когда-то называл себя Мстислав Добужинский. Все время в работе, пытаются уловить каждый штришок, поймать вдохновение и выразить все увиденное на холсте. Приходится писать даже в огородах, на удивление местным жителям.
Когда графики становятся пейзажистами
Представительница Великого Новгорода - родины М.В. Добужинского - Елена Васильева успела стать победительницей первого мазка, уже в день приезда. Когда все еще отдыхали, ее волшебные руки сотворили удивительный этюд. "Я у вас совсем недолго, а впечатлений так много! Меня вдохновляет ваша природа - пирамидальные тополя, разнотравье, подсолнухи, рожь, пшеница - красота незабываемая, - с энтузиазмом рассказывает художница. - Здесь я отдыхаю душой. Вообще я график-портретист но как только увидела ваши пейзажи, мне захотелось писать маслом, цветом работать. Правда, пришлось поменять палитру. У нас более сдержанный колорит, у вас краски очень яркие, насыщенные. Фиолетовый, розовый, зеленый - все перемежается. Это просто чудо! Ваша природа удивительна, в какую бы сторону ни взглянул, сразу приходит вдохновение и хочется творить и творить!".
По окончании "Тамбовского пленэра художников "По следам странствующего энтузиаста" участники с гордостью увезут в родные края написанные здесь картины, да и мы получим во владение некоторые их работы. Быть может, и они, как когда-то Мстислав Добужинский, прославятся сами и прославят наш край, нашу природу. Ведь свой город обычно не видишь так, как увидит его приезжий, а тем паче творческий человек.
ДЛЯ СПРАВКИ
Примечательно, что при поступлении в мюнхенскую школу живописи Мстислав Добужинский предъявил экзаменаторам пейзажи, написанные на Тамбовщине. Много позже, в 1922 году, уже зрелый художник выполнил автолитографию с изображением булочной в тамбовском селе Инжавино, отмеченную искусствоведами как одну из интереснейших работ в графике.
Смотрите также:
- В Липецке покажут сказку романовских образов →
- Воронежские школьники устроили песочное шоу →
- В память Александра Олейникова →