Во время фестиваля "Актеры России - Михаилу Щепкину" гостями Белгорода стали две легенды отечественного театра и кино Людмила КАСАТКИНА и Владимир ЗЕЛЬДИН. Они покорили публику своим невероятным задором, энергией, настоящим творческим долголетием. А еще они поделились с читателями "АиФ-Белгород" мыслями о театре, о жизни, о людях.
Совесть - мерило всего
- Владимир Михайлович, что необходимо, чтобы люди все-таки начали уважать друг друга?
- Я прожил большую жизнь (Владимиру Зельдину - 93 года! - Прим. авт.). Это период революции, гражданской войны, НЭПа, коллективизации, индустриализации, Отечественной войны. Я из того поколения, которое прошло дорогами войны. Так вот, тогда мы победили не только силой оружия, силой духа, но и силой искусства. Недавно я был в Санкт-Петербурге, в доме-музее Пушкина на Мойке. Аж дух захватывало: какие все-таки великие люди у нас были, не только в литературе - Пушкин, Толстой, Лермонтов, но и в музыке, и в науке. Всегда есть определенная категория людей, на которых держится вся духовная часть нашей планеты. Духовный мир, культуру я ставлю на первый план. Мы победим, если будем культурно богатыми.
Сейчас в обществе деньги вышли на первое место. А нравственная сторона жизни стала ниже. Убийства, теракты, мир сошел с ума. Вот я играю в пьесе "Человек из Ламанчи". Там у моего героя Дон Кихота есть слова, что худшее безумие - это видеть мир таким, какой он есть, не замечая того, каким он должен быть.
Совесть - главное мерило. И вот этого сегодня недостает в нашем мире. Человечности, доброты, милосердия. И культуры. Культурный человек окурок не бросит мимо урны, никогда не совершит какого-то криминального поступка, не будет взятки брать, при высокой культуре не будет коррупции. От этого все зависит, в том числе и уважение друг к другу.
- А любовь в жизни все-таки есть?
- Любовь - это главное в жизни. Она есть. И чувство влюбленности есть. Я это качество сохранил до сих пор. Я много играл любовников, объяснений в любви. У меня были совершенно очаровательные партнерши, не буду перечислять, кого-то могу забыть, а это будет несправедливо. Но у меня к женщине отношение, как у Иосифа Бродского. Он как-то, отвечая на вопрос, что такое женщина, сказал: "Женщина - это чудо природы".
"Наша профессия уязвима"
- Как вас встретил Белгород и белгородцы?
- В Белгороде я во второй раз. Удивительный город, ухоженный, чистый. И когда прохожие здесь у меня спрашивают, нравится ли мне Белгород, я чувствую, что они его очень любят. Здесь сохранены какие-то старые дома, чувствуется духовность русского города. Поэтому я с удовольствием сюда приезжаю. Здесь зрители очень театральные, доброжелательные. И театр хорош. Знаю, что у вас и филармония прекрасная. И губернатор, который все это поддерживает. Это очень важно.
- Что посоветуете молодым актерам, чтобы помочь им поверить в себя?
- Был такой, ныне покойный, актер Плотников в театре Вахтангова. Он как-то сказал, что в нашей профессии терпение - это очень важно. Наша профессия уязвима, трудна тем, что актер - это зависимый от репертуара, от главного режиссера, от дирекции, от экономической ситуации человек. Особенно сейчас, когда актеры очень мало получают. Я вообще не знаю, как, за счет чего выживают периферийные коллеги. Кроме таланта, кроме способностей нужно еще в нашей профессии немножечко, чуточку везения, чтобы судьба нам немного "потрафила". Это вообще любому молодому человеку необходимо, не только актеру.
Театру верна