Воспитание - лучшее в России

   
   

На ЧЕТВЕРТОМ всероссийском конкурсе воспитательных систем три образовательных учреждения Белгородчины - гимназии N 2 и N 22 города Белгорода и средняя образовательная школа N 19 Старого Оскола - получили дипломы I степени.

Гимназия высокой культуры

Задача любой школы - дать возможность ребенку самореализоваться. А пути к этому разные. В городе немало благоустроенных и современных школ, но не в каждой есть этот дух высокой культуры, которым отличается 2-я гимназия, выработанный годами, десятилетиями усилий всего педколлектива.

Воспитательная программа в гимназии называется "Реализация личностного потенциала учащихся в образовательном пространстве гимназии". "Мы стремимся, чтобы каждый ребенок из семисот учащихся смог реализовать именно тот потенциал, который заложен в нем от природы, - говорит директор гимназии N 2 Эльвира РАБОТЯГОВА. - Задача, конечно, немного утопическая, но мы ее перед собой ставим. И влияет на личность все: атмосфера, преподавание, даже интерьер школы - ведь и стены тоже воспитывают".

Само оформление гимназии нацеливает на самосовершенствование. Здесь на I этаже в холле - выставка заслуженного художника России Станислава Косенкова, есть зал истории гимназии, зал ученика и учителя, в котором собраны фотографии всех выпусков начиная с 1965 года - года образования гимназии. Зал природы, краеведения, зал сказок и музей боевой славы - в каждом ведется воспитательная работа. Внимание уделяется и спорту, и трудовому воспитанию: в гимназии ежегодно объявляется конкурс на лучшую территорию, закрепленную за классом.

Другая составляющая программы - психолого-педагогический инструментарий, с которым психолог работает с детьми начиная с пятого класса, чтобы выявить их личностные предпочтения. "Мы проводим опросы, в каких кружках кто хотел бы заниматься, и на этой основе их создаем, - говорит Эльвира Геннадьевна.- Сегодня у нас работает до 40 кружков, как интеллектуального характера - это шесть научных обществ по разным направлениям, - так и клуб "Патриот", клуб любителей футбола, шахматный клуб, кружки предметные, спортивные секции, три футбольные команды".

Гимназия многие годы работает в тесном тандеме с 3-й музыкальной школой: большинство юных музыкантов - это как раз гимназисты. 30 лет существует ансамбль "Элегия", и все годы он участвовал в школьных мероприятиях. "Эта скрипичная возвышенность, этот дух классики - он тоже задает тон, - считает директор. - Скрипки прозвучали, и уже не нужно призывать к дисциплине, у детей другой настрой".

И сама атмосфера на каждом уроке благодаря мастерству и опыту педагогов - одновременно деловая и игровая. Наиболее успешны в этом учителя иностранных языков, немало их воспитанников стали победителями олимпиад по немецкому и английскому языку. В гимназии есть мультимедийный лингафонной кабинет, который позволяет детям в режиме он-лайн общаться со школой-побратимом из Германии - школой Штрюнке из города Херне. Еще в 2003 году два учителя-энтузиаста, победители нацпроекта, учителя немецкого языка Марина Васильевна Коновко и Тамара Васильевна Бойко, выиграли интернет-конкурс, дававший право на четырехлетний обмен бесплатно. "15 наших детей и два учителя ежегодно отправляются туда учиться, и так же к нам приезжали немецкие школьники. В прошлом году этот проект завершился, но связи остались".

Школа социального успеха

"Наша концепция воспитательной системы именуется "Школа социального успеха", - рассказывает заместитель директора по воспитательной работе гимназии N 22 города Белгорода Юлия ПИНАЕВА - она основана на том, что каждый гимназист имеет определенные способности и может быть успешен. Главная цель - создать условия для самопознания и саморазвития ребенка. Каждый ученик проходит этапы развития, при которых определяются ценности его личности". В гимназии N 22 разработаны несколько позиций, которых здесь придерживаются, главная среди них: знания превыше всего, то есть не только школьное время, но и вся жизнь должна быть постоянным учением и самосовершенствованием.

"Наш план воспитательной работы состоит из тех же разделов, что и воспитательная концепция, - говорит Юлия Александровна. - Участие гимназистов в интеллектуальных конкурсах и исследованиях, занятия в кабинете духовно-нравственного воспитания, признанном лучшим в городе. У нас есть клуб юного избирателя "Я - гражданин". Профиль гимназии - гуманитарный, наши ученики в большинстве своем в будущем хотят видеть себя правоведами, юристами".

В гимназии ежегодно проводится конкурс "Ученик года" среди старшеклассников 9-11 классов, его цель - выявить лучших, достойных. Участники получают определенные бонусы, и оценивается не только представитель от класса, но и то, насколько дружно за него болеют. Ежегодно проводятся выборы в школьное самоуправление, причем ребята реально имеют власть и возможность решать какие-то самые насущные общешкольные вопросы. "Мы поддерживаем партнерские отношения с детскими домами - детским домом "Южный" и приемной сеьмей Акиньшиных, они бывают у нас в гостях, мы - у них", - говорит Юлия Пинаева.

"Учеба - не для школы, а для жизни", - таков девиз в этой гимназии. Чтобы каждый ребенок смог найти себя в жизни, реализовать свой потенциал и достичь успеха в избранной сфере деятельности.

"Виктория" - философия кадетства

К моменту участия в российском конкурсе старооскольская средняя образовательная школа N 19 стала лучшей в области по обороно-спортивной работе и духовно-нравственному воспитанию; лауреатом Всероссийского конкурса среди благотворительных программ, участником смотра кадетских учреждений на российском уровне.

"Еще в 1996 году у нас был создан кадетский корпус "Виктория" и на его основе была сформирована воспитательная система, - поясняет директор школы Елена ИВАНОВА. - Учиться в кадетском классе очень престижно, хотя и трудно. Уровень образовательной подготовки в кадетских классах отличается от обычных классов в разы".

В школе реализуются оборонно-спортивный и информационно-технологический профили. В стадии формирования - социально-гуманитарный. Два первых - четко ориентированы под желания будущих выпускников. Многие решают поступать в Серпуховский военный институт ракетных войск стратегического назначения.

"Сила нашего образования в исторических корнях. Нам ничего не приходится придумывать, стоит лишь открыть литературу по истории кадетских корпусов. Вспомните, какие люди выходили из этих учебных заведений! - продолжает Елена Ивановна. - Наравне с образовательным стандартом, нужны еще преданность Родине, мужественность, самодисциплина, взаимовыручка, ответственность. Это поможет нашим ученикам в жизни, независимо от выбора профессии".

Ученики с удовольствием изучают историю России, принимают участие в городских мероприятиях - это вахты памяти в День Победы, День города, встречи с ветеранами. "Сейчас мы много слышим об экономическом кризисе, но надо опасаться кризиса духовного, кризиса нашего общества, - говорят священник Николай Дубинин, который работает с ребятами. - Молодежь оканчивает школу, теряется в мире, не понимает, что делать дальше. Важно предложить альтернативу компьютеру и пустоте, задать другое направление. Показать философию кадетства, привить любовь к Родине. Такая альтернатива очень важна, особенно для мальчишек, растущих в неполных семьях".

Смотрите также: