Недавние культурные события - открытия в Белгороде памятников писателю Ивану Бунину и учёному Михаилу Ломоносову, а также громкое общественное обсуждение предложения поставить памятник Сталину натолкнули нас на грустную мысль: почему в нашей области не спешат увековечивать в бронзе земляков?
В Белгороде есть памятники двум уроженцам Белгородчины - деятелям культуры: актёру Михаилу Щепкину и дирижёру Степану Дегтярёву. И всё. Нет памятника Николаю Страхову, известному писателю и философу XIX века, родившемуся в Белгороде. И нет памятников писателям и поэтам, жившим в не столь отдалённое от нас время. А ведь немало достойных людей выросли и творили на нашей земле за последний век! Об одном из таких замечательных людей, поэте Александре Филатове, мы хотим сегодня рассказать.
"Печататься не умею - характер"
Александр Константинович Филатов родился в 1943 году в селе Топлинка. Сам поэт писал о себе в автобиографии так: "Устойчиво помню себя и окружающих с весны сорок седьмого. Голод. Первая зелень. Люди "пасутся". Пацаны ловят раков, разоряют гнёзда галок и воробьев. В нескольких десятках метров на дороге умирает мужик. Он страшно толстый, а я не могу поверить, что толстые умирали.
Читать научился рано, дошкольником записался в сельскую библиотеку. В школе было легко все десять лет. Дома учение поощрялось, хотя никак и не направлялось. После окончания Топлинской десятилетки поступил в Белгородский пединститут. Учился так себе, зато много читал, причём уже не подряд.
Написал первые стихи в седьмом классе. Потом - в девятом. В институте был членом литобъединения, выпустили машинописный альманах "Родники". Моих два или три стихотворения.
По распределению уехал в деревню, где проработал пятнадцать лет, и там же, в 1981 году, был принят в Союз писателей СССР. Выпустил три книжицы стихов, естественно, написано больше. Пишу прозу, но напечатано было всего пяток рассказов. Печататься вообще-то не умею - характер. Ощущение удовлетворённости приходит во время работы".
Любил родную Топлинку всей душой
В десятом классе с Филатовым случилось несчастье. Вместе с ребятами они пошли за яблоками в колхозный сад, а сторож стал палить по ним из ружья. И вся дробь досталась Александру. С той поры у него отказали ноги, всю свою недолгую жизнь Александр Константинович провёл в инвалидном кресле. В Топлинке его дом был рядом со школой, в которой он, несмотря на болезнь, работал завучем. Его очень любили все - и ученики, и учителя: он был требователен, но справедлив.
- Слушать Александра Константиновича было наслаждением: он обладал необыкновенной способностью завораживать собеседника, увлечь его своей эрудицией и силой убеждения. Дом Филатова с проходившими в нём неформальными литературными вечерами был открыт для всех, и мы, учителя, бывали у него чуть ни не каждый вечер, - вспоминает своё знакомство с поэтом во время работы в Топлинской средней школе Александр Крупенков, известный краевед. Александр Николаевич признает, что увлёкся краеведением и занимается им уже более 30 лет именно под влиянием Филатова, который себя никогда краеведом не считал, но глубоко и всесторонне знал историю родного края.
Очень волновали Филатова вопросы экологии и сохранения окружающей среды. Он первым забил тревогу и требовал наказать виновных, когда Белгородский витаминный комбинат стал сбрасывать отходы в Северский Донец, и мимо Топлинки косяками шла отравленная рыба. Он был яростным противником создания Белгородского водохранилища, из-за которого более десятка малых сёл, в том числе и его родное село, были затоплены.
Филатов любил родную Топлинку всей душой. После гибели села ему с семьей пришлось перебраться в Белгород. В 1985 году в Воронеже вышла его третья книга стихов "Окно". В октябре 1988 года поэта не стало -
он умер в возрасте сорока пяти лет. Похоронили Александра Константиновича на сельском кладбище при въезде в село Никольское - в это село переехали в связи с переселением из Топлинки его отец и мать. Сам он в Никольском никогда не жил, а в Белгороде жил сначала на улице Шаландина, затем на Левобережье. Ни на одном из этих домов нет сегодня даже памятной доски. В Никольском есть улица имени поэта Александра Филатова. Поскольку нет больше на свете любимой поэтом Топлинки, увековечить его память нужно в Белгороде, где жил поэт в последние годы.
АЛЕКСАНДР ФИЛАТОВ
* * *
Удивительный край. Хлебородные земли.
Камыши да яруги, да ветры в cтeпи.
Да усталая птица на воздухе дремлет,
Да дворняга скулит на железной цепи.
Край родной! Отболевшее дикое поле -
Наливные колосья и шелест лугов!
Нас учила история чувствовать болью
И друзей дорогих, и жестоких врагов...
Я брожу по степи, по непаханным горкам.
Если б что-то припомнить мне было дано.
Если б запах земли утомительно горький
Растворился в ярах, оседая на дно.
Если б с каждым лотком деревенского хлеба
Прилетал соловей из глубин лозняка,
И навеки очистилось мирное небо,
И для жизни восстала степная река...
Кто б я ни был: потомок ли чёрной рабыни,
Или вышел из русских, хоть вовсе не рус.
В своём сердце тебя пронесу, как святыню,
Моё дикое поле - порубежная Русь!
А беда позовёт - без малейшего страха
Всю округу свою я на бой подниму
И, быть может, пойду на последнюю плаху,
Но сломить мой хребет не дано никому!
Смотрите также:
- В гостях у чуда. О воронежских фольклористах, сказочниках и сказительницах →
- Белгородская природа глазами поэта Александра Гирявенко →
- Творите добро для живых →