Управляемая Украина: страна на грани распада?

   
   

На днях в Белгороде состоялся форум «Приграничье–2014», на котором обсуждались проблемы социально–экономического сотрудничества Харьковской и Белгородской областей. Среди участников форума был директор восточно–украинского центра стратегических инициатив Роман Травин. Сегодня он расскажет о том, как изменилась Украина и его родной Харьков за последние полгода.

СМИ показывают маргиналов

– Роман Андреевич, в последние полгода россияне стали избегать поездок в Харьков, а украинцы не рвутся в Россию. Антироссийские настроения теперь доминируют среди харьковчан?

– Реальность такова, что процент резко антироссийски настроенных украинцев, по моим личным наблюдениям, едва ли превышает 30% всех жителей Юго–Востока страны. Безуслов­но, некоторая часть населения критично относится к России, поскольку у людей есть разочарование: многие рассчитывали на крымский сценарий событий на Юго–Востоке. Причём, что очень важно, разочарование есть, как у тех, кто недоволен вмешательством России и считает это вмешательство агрессией, так и у тех, кто считает, что Москва недостаточно активно действует на Донбассе. Но это отнюдь не означает, что харьковчане полюбили нынешнюю киевскую власть. Об этом свидетельствуют хотя бы результаты выборов в Верховную раду – Харьков показал очень низкую явку. И несмотря на то, что бывшая партия регионов себя дискредитировала, большинство пришедших на выборы голосовали за её преемницу – оппозиционный блок. В какой–то мере это было протестное голосование харьковчан – только не за нынешнюю власть. Да, сегодня в целом по Украине очень сильны антироссийские настроения, но едва ли их следует переоценивать. Конъюнктура может поменяться очень быстро.

– А может, это российские СМИ демонизируют сегодня Украину?

– Есть перегибы и на российском телевидении. Когда российский журналист приезжает в Киев, ему приходится чаще общаться с радикально настроенными людьми. Мы все видели, как в том же Киеве нападают на российских журналистов, поэтому не стоит удивляться, что они иной раз сгущают краски. Они просто, действительно, часто видят агрессивно и радикально настроенных людей. Поэтому он показывает ситуацию несколько однобоко – это не вся Украина.  Еду я на такси в Харькове, а таксист ругает российские СМИ за лживость. Я задаю ему простой вопрос: «Когда ты в последний раз видел российские каналы?» Выясняется, что он не смотрел их уже три месяца. И здесь принципиальный момент: людей на Украине беспокоит ложь российских каналов, которых они не видят, но абсолютно не волнует ложь украинских, которые они смотрят.

   
   

Вульгарная русофобия

– Откуда у украинцев столько ненависти к русским?

– Ну так бы я ставить вопрос не стал. Действительно, часть населения – очень активная и пассионарная, настроена резко антироссийски, именно она сегодня наиболее заметна и часто оказывается в центре внимания СМИ. В Харькове же большинство людей против этого, но в нынешних условиях предпочитают не выражать своё мнение. На оппозиционно настроенных людей с активной позицией оказывается серьёзное давление.

Сегодня в Харькове идёт травля вузовских преподавателей с оппозиционными взглядами. По факту отменены некоторые свободы, например, свобода собраний. Например, даже достаточно нейтральные антивоенные акции запрещаются административно или подвергаются нападениям радикально настроенных оппонентов. В Харькове был прецедент, когда нападению подвергся пикет, организованный коммунистами и несколькими общественными организациями. Причём он был посвящён исключительно социальным вопросам. Радикалы прорвали милицейское оцепление и напали на активистов, участвовавших в пикете. Причём правоохранители не делали попыток кого–то из них задержать. И это не единичный случай. Напомню также, что в харьковском СИЗо находятся десятки людей, задержанных за их политическую позицию. Понятно, что в таких условиях мало кто готов публично выражать несогласие с официальным курсом.

– Но ведь харьковские партизаны – это реальность?

– Да, это реальность. Я противник подобных методов и считаю, что все противоречия должны решаться на выборах, круглых столах и путём мирного диалога. Но здесь надо понимать одну принципиальную вещь: есть объективные исторические и политические законы. Если одна сторона всё время давит и давит, сжимая пружину, утверждая свою единственную точку зрения, а при этом существует огромное число с ней несогласных, то совершенно неизбежно возникнет противодействие. В том числе и в такой радикальной форме. И чем больше давление, тем более жёстко пружина разожмётся впоследствии.

Очень многие люди не приемлют ту версию Украины, которая строится сегодня. Украинская власть пытается решить проблему несогласных на Юго–Востоке исключительно силой, абсолютно не желая разбираться в причинах недовольства людей. На мой взгляд, мало того, что это уже привело к катастрофе на Донбассе, это ещё и совершенно бесперспективный путь. Даже если и удастся что–то навязать силой, это может быть только на время. Урегулировать конфликт можно только, если стороны захотят услышать друг друга.

Украины больше нет?

– Что же тогда в перспективе?

– Увы, наиболее вероятная перспектива – полный коллапс. Прежде всего, экономический, поскольку нет не только перспектив роста, но и возможностей сохранить хотя бы тот уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, который ещё остался в стране. Украинскую экономику можно сравнить с трамваем, который ещё едет по рельсам по инерции, хотя электричество уже выключили. У большинства моих соотечественников долгое время сохранялась наивная надежда, что вот–вот и всё наладится, надо чуть–чуть потерпеть, дождаться выборов и всё вернётся на круги своя. Но сегодня люди уже догадываются, что так как было до «евромайдана» уже не будет.

Например, в Киеве многие из тех, кто активно поддерживал майдан, сейчас молчат. Они ещё не готовы активно осуждать февральский переворот, но внутренне многие ощущают сильное разочарование. Они начинают потихоньку трезветь. Но, мне кажется, время ушло. Я готов повторить в любой аудитории – той Украины, которую мы знали двадцать три года, больше нет. Возможны разные сценарии дальнейшего развития государственности на её территории, но так как было не будет уже никогда.

Сегодня киевская власть не хочет услышать и понять миллионы своих граждан, поэтому, к сожалению, кризис украинского государства будет углубляться, несмотря на патриотическую риторику и картинку в украинских СМИ. Кроме того, независимость киевской власти под большим вопросом.

В целом, очевидно, что развитие ситуации на Украине будет в основном зависеть от действий России с одной стороны и США и некоторых других стран Запада с другой. Причём противоречия между Москвой и Вашингтоном только нарастают, поэтому и разрядки на Украине тоже ожидать вряд ли приходится.

Смотрите также: