Молодёжь: свобода и ответственность

Заседание секции в Свято-Троицком Холковском мужском монастыре. © / Белгородская епархия

С 8 по 20 ноября в Белгороде состоялся целый ряд самых разнообразных и по аудитории, и по обсуждаемой тематике секционных заседаний в рамках XVI Международных Иоасафовских образовательных чтений. Общая тема чтений этого года посвящена молодому поколению и звучит так: «Молодёжь: свобода и ответственность».

   
   

Иоасафовские чтения – региональный этап XXVII Международных образовательных Рождественских чтений, которые в соответствии с постановлением Священного Синода пройдут с 27 по 31 января 2019 года в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 7 декабря 2018 года в овальном зале администрации Белгородской области состоится пленарное заседание, где будут подведены итоги всех секций Иоасафовских чтений, которые прошли в течение ноября.

Ректор Белгородской семинарии протоиерей Алексий Куренков открыл заседание. Фото: Белгородская епархия

Ценности в образовании

Первое секционное заседание по теме «Роль педагога в воспитании свободы как непреложной истины» состоялось 8 ноября в Белгороде в образовательно-методическом центре «Преображение». В нём приняли участие работники управлений образования, преподаватели вузов, педагоги, священнослужители.

Открыл заседание руководитель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Олег Кобец. Обсуждались вопросы реализации воспитательного потенциала на уроках православной культуры и во внеурочной деятельности, влияние Православия на воспитание свободы и ответственности молодёжи, а также роль педагога в воспитании истинной свободы. Участники заседания отметили, что школа сегодня теряет свою образовательную и воспитательную роль, способствуя лишь индивидуальному успеху ученика. Выступающие говорили о том, что в образовании необходимо выработать систему новых возможностей, которые бы вернули общество к традиционным ценностям, таким как вера, народ, Отечество, традиционная семья, честь, совесть и достоинство. Нужно возвращать детям образцы положительных героев. Сегодня школа не воспитывает ни на примере подвига православных святых, ни на подвиге героев Оте­чества. Участники секции выразили мнение, что теперь как никогда необходимо сотрудничество Церкви с органами государственной власти в укреплении духовных основ семьи и жизни российского общества в целом.

Тема воспитания и традиционных ценностей звучала также в Белгородском юридическом институте МВД России им. И. Д. Путилина, где 15 ноября прошло заседание секции «Формирование духовно-нравственных ценностей защитников Отечества».

В заседании приняли участие представители Белгородской митрополии и силовых структур, профессорско-преподавательский состав и курсанты института. Открыл заседание председатель отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными органами Белгородской митрополии протоиерей Виктор Кравец. Он представил участникам форума медиапрезентацию, посвящённую 100-летию мученической кончины священномученика Никодима, епископа Белгородского. Затем в ходе оживлённой дискуссии были обсуждены проблемные вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи, затронуты вопросы взаимодействия Церкви и правоохранительных органов.

   
   

Тему воспитания и традиционных ценностей обсудили в юридическом институте МВД России им. И. Д. Путилина. Фото: Белгородская епархия

Свобода: взгляд монашеский

12 ноября в Свято-Троицком Холковском мужском монастыре по теме «Воля Божия и воля человеческая – свобода выбора» состоялось заседание, в котором приняли участие монашествующие монастырей Белгородской епархии.

Руководитель секции, наместник Свято-Троицкого Холковского монастыря игумен Никодим (Мирошниченко) выступил с докладом, в котором говорил, что христианское учение о свободе основано на учении о человеке как существе, сотворённом Богом. Поэтому свобода человека должна рассматриваться в его отношении к Творцу и является категорией духовно-нравственной. Истинная свобода состоит не просто в свободе выбора, а в свободном подчинении воле Божией.

О том, как наш земляк, уроженец Старого Оскола, иеросхи­монах Иероним, в миру – Иван Павлович Соломенцев, всей своей жизнью стремился исполнять волю Божию, рассказал присутствующим игумен Агафангел (Белых) в докладе «Иеросхимонах Иероним (Соломенцев), духовник Свято-Пантелеймонова монастыря на Св. Горе Афон, в жизни и поучениях, как пример христианской свободы».

С большим интересом были приняты и выступления иеромонаха Пимена (Нерубенко) по теме «Монашество: отречение от мира ради спасения мира»; иеромонаха Сергия (Кондрашова) по теме «Свобода выбора и традиции монастырского послушания»; монахини Тавифы (Нестеренко) по теме «Соотношение промысла Божия и свободы воли человека».

В ходе работы секции участники пришли к единому мнению, что свобода для христианина – это возможность быть со Христом и желание исполнять Его волю, ибо только во Христе человек становится истинно свободным.

Будущие пастыри – о миссии РПЦ

13 ноября в формате круглого стола, в котором участвовали как преподаватели, так и студенты, прошло заседание в Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью).

«В наше время молодёжь в Церкви – это тема больная, мы знаем, что не всегда молодёжи легко оставаться людьми церковными, а тех, кто таковыми не был, в Церкви многое смущает, может быть, в силу их максимализма и каких-то ещё незрелых мнений и суждений, – сказал, открывая заседание, ректор семинарии прото­иерей Алексий Куренков. – Нам нужно попытаться помочь, привести молодёжь в Церковь, а тем, кто уже в Церкви, помочь в ней остаться, потому что соблазнов много, а иногда соблазнами являемся мы сами».

С докладом о духовно-нравственном ориентировании в современном медиапространстве выступил проректор семинарии по учебной работе, кандидат философских наук протоиерей Сергий Дергалёв. Он рассказал, какие методики сегодня используются, чтобы через медиапространство подчинять людей и управлять ими, и как этому возможно противостоять.

«Цели сегодняшней массовой культуры – античеловеческие, направлены на разрушение базовых ценностей и деградацию человека, – сказал о. Сергий. – Главные идеи, которые хотят привить современному молодому человеку: «Бери от жизни всё», «Делай, что хочешь», «Живи быстро, умри молодым». Мы видим обилие пошлости, извращений, плоского юмора, цинизма, глупости – обществу кажется, что его развлекают, в то время как на самом деле его разрушают, программируя на самоуничтожение. Верующие люди должны постоянно находиться в трезвении – никакую информацию в свою душу нельзя пускать без её тщательного анализа. Любое произведение массовой культуры следует оценивать по десяти заповедям – насколько оно им соответствует. Мы с вами должны быть бойцами невидимого духовного фронта и помнить, что миссионеры – это спецназ Церкви. Чтобы нам как пастырям помогать людям, не нужно углубляться в современную медиакультуру – нам надо погружаться в Истину, которая есть Христос».

В выступлениях семинаристов прозвучали экскурсы об истории семинарии – дореволюционной и современной, предложение создать клуб катехизаторов, который сможет действовать на приходах и вести диалог именно с молодёжью. Студент семинарии Андрей Рыбак выступил с докладом о миссии Русской Православной Церкви в XXI веке. По его словам, о миссии говорят много – это и просвещение через СМИ, и посещение священством учебных заведений, и работа в Интернете – блоги, сайты с православной тематикой. Однако, по данным ВЦИОМ, 75% россиян причисляют себя к православным, при этом только 54% из них знакомы с содержанием Библии. Темпы строительства храмов и рост их числа значительно больше, чем увеличение количества активных православных.

«Современные методы работы с людьми на приходе просто не действуют, – считает Андрей. – Миссия, проповедь слова Божия должна распространяться только через живое общение с носителем веры Христовой – и непременно через евхаристическое общение. Каждый христианин, от мала до велика, должен стать миссионером и хранителем своей веры. Мы несём сегодня благую весть людям, чрезвычайно разнообразным по своему жизненному укладу, возрасту, образованию, интересам, профессиям. Во взаимоотношениях с ними миссионер обязан помнить, что он – не пропагандист и не агитатор, а соработник Духа Святаго».

«Главные направления участия семинаристов в Иоасафовских образовательных чтениях – это прежде всего осознание перспектив развития духовного образования, а также актуальность миссии во всех направлениях – и в интернет-пространстве, и в образовательной среде, – подвёл итог секции проректор по научной работе семинарии Сергей Колесников. – И третья тема, не менее важная, – это историческая память, память о новомучениках, и духовные уроки, которые нам нужно извлечь из прошлого. Именно это и будет тем фундаментальным основанием, на котором может возрастать настоящий, подлинный пастырь».

По примеру святых

Студенты пришли к выводу, что нужно, прежде всего, самим иметь в сердце любовь и долготерпение, какого достиг святитель Николай Японский, который, как известно из его жития, семь лет жил в Японии и не обратил ни одного человека в христианство. И только спустя семь лет к нему пришёл первый самурай, с которым он смог провести миссионерскую беседу.

Финальное выступление студента семинарии Константина Терехова было посвящено истории жизни новомученика Михаила Вознесенского, нашего земляка, который родился в слободе Фощеватое Корочанского уезда Курской губернии 14 апреля 1900 года в семье священника, – сейчас это село Фощеватое Корочанского района. Отец его, Андрей Вознесенский, был убит большевиками в 1919 году. Михаил закончил духовную семинарию и был псаломщиком до 1935 года, когда ему было предъявлено обвинение в антисоветской агитации. Во время судебного заседания Михаил Вознесенский отверг все обвинения. Суд приговорил его к 5 годам лишения свободы, вместе с другими священнослужителями его сослали на Дальний Восток, в лагпункт Дальлага НКВД, где уже находился тогда архиепископ Курский Онуфрий (Гоголюк) и осуждённые вместе с ним священники. В 1938 году против Михаила и ещё 30 священнослужителей Дальневосточного лагеря завели новое судебное дело – только за то, что они совершали религиозные обряды, их обвинили в контрреволюционной деятельности на территории лагеря. Всех приговорили к расстрелу. Память священномучеников Белгородских, в том числе и Михаила Вознесенского, совершается 1 июня, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников российских 7 февраля.

Творчество и свобода

15 ноября в выставочном зале «Родина» прошёл круглый стол по теме «Молодёжь и свобода творчества», организованный Общественным советом при управлении культуры Белгородской области. В качестве экспертов были приглашены деятели культуры и искусства разных поколений, представители духовенства, преподаватели культорологических дисциплин белгородских вузов. В дискуссии участвовали студенты и творческая молодёжь – гостей собрался полный зал.

Белгородскую митрополию на мероприятии представлял клирик Преображенского кафедрального собора протоиерей Георгий Власенко.

«Творчество – это самая первая заповедь, которую Бог дал людям, – сказал он, обращаясь к собравшимся. – Когда были сотворены Адам и Ева, Господь сказал им слова, которые по-русски звучат как «плодитесь и размножайтесь», но на церковнославянском языке – «плодитесь и роститесь», и перевод второго слова как «размножайтесь» не очень точен, буквальный перевод означает «развивайтесь». И если говорить о развитии, о культуре, то в первую очередь это призыв к творчеству. То, что помогает человеку познать самого себя в этом мире, помочь себе и другим людям развиваться, а значит, любить – это и есть настоящая культура».

Отец Георгий дискутировал с молодыми творческими людьми, собравшимися в зале, по вопросам свободы творчества и ответственности творческой личности.

«Творчество может быть разным – мы говорим о театре, живописи, музыке. Но вот когда человек воспитывает детей – он творит? Безусловно. Если я творец своих детей – я за них несу ответственность. Так же и с творчеством. Один из святых, преподобный Максим Исповедник, сказал замечательные слова: «Нет вещей злых по происхождению, есть вещи злые по употреблению».

Молодые люди в дискуссии утверждали, что творец никакой ответственности за свои произведения не несёт, однако отец Георгий возразил им: «Должна быть ответственность творца, чтобы он понимал, что его будут читать, смотреть или слушать разные люди. Свобода творчества должна иметь чёткие границы, установленные для себя самой творческой личностью».

Об ответственности творца за своё искусство говорили и другие эксперты круглого стола – ректор БГИИК Сергей Курганский, художественный руководитель БГАДТ им. М. С. Щепкина Виталий Слободчук, завкафедрой актёрского искусства БГИИК Ирина Драпкина.

Молодёжный актив собрался на круглом столе в ЦМИ. Фото: Белгородская епархия

О молодёжном творчестве, социальной активности и ответственности говорили и 16 ноября во время круглого стола в Центре молодёжных инициатив. Руководитель секции – председатель отдела по делам молодёжи Белгородской епархии протоиерей Петр Иванов сказал, обращаясь к собравшемуся молодёжному активу, что итоговая цель чтений – это всесторонний анализ и конкретный результат, определённые выводы, которые молодые люди смогут сделать сами. «Наша задача – чтобы диалог с молодёжью не прекращался, чтобы исторически сложившиеся традиционные ценности продолжали для вас существовать», – сказал о. Пётр.

Философско-теологический взгляд на проблему

Завершилась секционная работа Иоасафовских чтений 20 ноября на социально-теологическом факультете им. митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) НИУ БелГУ, где прошло заседание круглого стола по теме «Свобода и ответственность: две стороны сознательной деятельности человека».

Круглый стол на теологическом факультете Белгородского госуниверситета. Фото: Белгородская епархия

Завкафедрой философии и теологии социально-теологического факультета, профессор, доктор философских наук Тамара Липич подчеркнула, что подобный ракурс не рассматривался ещё ни на одном из заседаний: студенты, магистранты, преподаватели, кандидаты и доктора философских наук рассматривают проблемы свободы и ответственности с позиций философии и теологии.

О свободе в эмпирическом и религиозном понимании рассуждал кандидат философских наук, прото­иерей Сергий Рубежанский.

По его словам, чтобы приобрести полноценную свободу, по христианскому учению, нужно вернуться к состоянию безгрешности, когда внутренняя духовная свобода будет преобладать и тем самым контролировать чувства, мироощущения человека, воспринимать внешние бытийные обстоятельства как средства для совершенствования.

С интересным докладом о святых, прославленных в царствование императора Николая II, выступил кандидат богословия, доцент, протоиерей Юлиан Гоголюк.

«2018 год – это год 100-летия мученической кончины Царской семьи, – напомнил он. – Одна из сторон жизни государя императора Николая II связана с канонизацией святых. В Синодальный период, который длился в России почти 200 лет, было канонизировано очень мало святых – примерно пять, а в царствование императора Николая II канонизировали семь святых, причём это имена очень славные для нашей Церкви, среди которых – святитель Иоасаф Белгородский».

О. Юлиан привёл слова православного писателя Владимира Крупина, который рассуждал о том, почему есть страны передовые и отсталые, и почему Россию всегда записывают в отсталые? Он говорил, что Россия впереди всех в мире по святости, по числу святых людей.

Святой царь, император-страстотерпец Николай II активно участвовал в канонизации святых. В 1896 году была канонизация святителя Феодосия Черниговского, в 1897 году – канонизация священномученика Исидора, который пострадал от католиков в Юрьеве-Лифляндском. В начале XX века началось почитание преподобного Иова Почаевского. В 1903 году была канонизация преподобного Серафима Саровского. Икона этого святого есть в каждом храме, в каждом доме, все знают его подвиги, многие читали его беседу о духовной жизни, о стяжании Духа Святаго, многие знают его знаменитые слова: «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

В 1909 году было восстановлено почитание святой княгини Анны Кашинской. В 1910 году состоялось перенесении мощей Ефросинии Полоцкой в город Полоцк из Киева, в 1911 году – канонизация святителя Иоасафа, епископа Белгородского.

1913 год – прославление святителя Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, который в Смутное время был умучен поляками. 1914 год – канонизация святителя Питирима Тамбовского, 1916 год – канонизация святителя Иоанна, митрополита Тобольского и Сибирского. Тут интересна связь: в 1916 году прославление Иоанна Тобольского, а в 1917 году в ссылку в Тобольск отправили Царскую семью.

«Нужно изучать канонизации этих святых, которые состоялись перед революцией, чтобы увидеть, насколько сильно они в дальнейшем повлияли на Церковь, на народ Божий, сохраняя связь поколений, – сказал о. Юлиан. – Нам нужно воспитывать молодёжь в духе следования нашим предкам, в поддержании веры, в лучших её примерах, а святые – это именно лучшие примеры, которым можно следовать».

В завершение конференции, как один из итогов Тамара Липич привела данные социологических опросов белгородской студенческой молодёжи. На вопрос «Что для вас означает «жить хорошо?» 77% опрошенных назвали материальную обеспеченность, 66% – «иметь хорошую работу» и 70,5% – «иметь хорошую семью». То есть определённые традиционные ценности для молодых людей важны и сегодня. При этом только 2% сказали, что жить хорошо – это совсем не работать, и только 17% – что это значит иметь власть, высокое положение в обществе. А 66% опрошенных молодых людей назвали главным желанием своей жизни – «любить и быть любимым».