15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, председатель Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви, член Высшего церковного совета РПЦ, высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский, встретился со студентами белгородских вузов в рамках федерального проекта «Диалог на равных».
«Встреча союзников»
Владыка поздравил всех собравшихся с праздником Сретения Господня.
— Этот праздник именуется так потому, что Богомладенца Христа принесли в этот день в храм, и это была встреча Ветхого Завета в лице старца Симеона и Нового Завета, — сказал Владыка Иоанн. — А само это слово «сретение» взято из военного языка: это когда враждующие стороны после завершения военных действий шли навстречу друг другу, чтобы заключить союз. И наша сегодняшняя встреча, хоть мы и не враждующие стороны, имеет все шансы стать встречей союзников, потому что мы все озабочены тем, какая есть и какой будет и наша страна, и наша земля Святого Белогорья.
Разговор действительно получился серьёзным и глубоким. Сперва Владыка рассказал студентам о своей жизни и своём архипастырском служении, которому в этом году исполнится ровно четверть века. Студенты задавали самые разные волнующие их вопросы. Например, заговорили о преподавании в школе основ православной культуры. По мнению митрополита Белгородского, наш регион имеет уникальный опыт преподавания этого предмета, благодаря чему молодое поколение смогло глубже погрузиться в культуру нашего Отечества.
— В январе этого года я выступал в Государственной Думе и говорил о том запросе в обществе, который сейчас сформировался, на примере книгоиздательства, — сказал Владыка Иоанн. — Если вспомнить 90-е, начало 2000-х, тогда миллионными тиражами издавались различные детективы — а сейчас этот рынок полностью обрушился. Тогда люди хотели быстрых развлечений, а сейчас в обществе сформировался колоссальный нравственный запрос. В качестве примера хочу привести фильм «Движение вверх». Я специально его посмотрел и понял, почему он так востребован. Там есть эпизод, когда расплачиваются с игроками, а они говорят: «Да мы вообще-то за Родину играли». И завершается этот фильм песней Пахмутовой, где звучат слова: «Надо побеждать честно!» И я видел, насколько искренней была реакция зрителей. Мы все уже устали делать какие-то вещи, которые, поверьте, никогда не приживутся у нас в стране. У России свой путь, я в этом уверен, и не надо к нам примеривать эти западные рубашечки — у нас организм слишком большой, чтобы уместиться в стандарты глобализации. И поэтому есть сейчас этот запрос на чистоту, на открытость в отношениях, на справедливость и верховенство закона, чтобы он был обязателен для всех.
Кино, которое Родиной не торгует
Студенты задавали вопросы о современном кинематографе — какие фильмы лучше смотреть молодёжи, чтобы чему-то научиться? Владыка Иоанн привёл в пример фильм-притчу «Монах и бес», в котором говорится о таком серьёзном духовном понятии, как соотношение закона и благодати:
— Как человек спасается? Тем ли, что исполняет, как фарисеи, всё, что установлено, или всё-таки благодатью Божией, как разбойник, который был распят рядом со Спасителем и сказал только: «Помяни меня, Господи, егда приидеши во царствии Твоём!» — и первым вошёл в рай. То, что сейчас пытаются представить как российское кино, например фильм Звягинцева «Нелюбовь», — я считаю, что это политическая конъюнктура. Там такие мрачные зарисовки, как будто бы в России вообще нет света. И когда за это дают премии фестивалей, то понимаешь, к сожалению, что именно так Россию воспринимают в мире. Если взять «Остров» Павла Лунгина и фильм Звягинцева — первый несравненно выше и по мастерству, и по режиссуре. Так что надо ориентироваться на тех кинематографистов, которые Родиной не торгуют. Конечно же, нужно смотреть фильмы Тарковского, особенно «Сталкер», где поднимаются очень серьёзные темы познания себя: познай себя, и ты познаешь Бога. Это настоящее кино.
В ходе встречи Владыка Иоанн выбрал лучший из заданных ему вопросов — и его автору Павлу Рогожину, студенту архитектурно-строительного института БГТУ им. В. Г. Шухова, подарил свою книгу с автографом. Павел спросил о том, где проходит грань между любовью к Богу и фанатизмом?
— Тот, кто говорит, что любит Бога, а ближнего своего ненавидит — тот лжец, потому что как он может любить Бога, которого не видит, а ненавидит ближнего, которого видит? Так пишет в своём Послании апостол Иоанн Богослов, — сказал Владыка. — Духовная позиция Церкви в том, что мы должны преображать человека изнутри. И уже дальше преображённый человек сам выбирает форму устройства своей жизни. Ведь настоящая свобода — это духовная свобода, а она, по большому счёту, не зависит от внешних обстоятельств. В чём отличие истинной любви к Богу от фанатизма? Фанатизм заключается в том, что люди пытаются внешнюю, обрядовую сторону сделать главной и всех подогнать под эту форму. В этом нет любви — есть только навязывание формальных устремлений под видом религиозных благ. Поэтому Церковь всегда говорит, что истинная любовь — это единство в многообразии. Блаженный Августин выразил это очень хорошей формулой: «Должно быть единство в главном, свобода во второстепенном и во всём — любовь». Единство в главном — это вера в Спасителя, во Христа, свобода во второстепенном — это то, как мы устрояем свою жизнь. А вот что во всём любовь — это главная составляющая. Это та любовь, о которой говорит апостол Павел: «Любовь долготерпит», — в отличие от фанатизма, который есть нетерпимость. «Любовь не ищет своего», — а фанатизм всегда ищет своего — абсолютного послушания. «Любовь сорадуется истине», — и это очень важно.
Студенты спросили также об отношении митрополита Иоанна к участию российских спортсменов в Олимпиаде. Владыка сказал, что восхищается их мужеством и молится за них.
Программа праздника продолжилась в этот день награждением победителей детского областного конкурса рисунков «Мой Бог». Победителей поздравили Владыка Иоанн и начальник управления культуры области Константин Курганский. Все награждённые получили памятные призы.
Праздничная программа завершилась в концертном зале Студенческого дворца культуры, где перед белгородской молодёжью выступила легендарная рок-группа «Калинов мост».
Смотрите также:
- Писатель Лапин: Духовный поиск сегодня ведут не в тишине, а в обычной жизни →
- Отец Олег Чебанов: "У Бога нет линейки, которой он измеряет длину юбки" →
- «Большинство относится к вере потребительски». О православном рабстве →