Христианский социализм. Философ из Белгорода о древнем учении

   
   

В Германии опубликована книга преподавателя БУКЭП «Христианский социализм как мировоззренческий фактор развития гражданского общества». Её автор – кандидат философских наук, доцент Виктор Толстиков.

Автор книги считает, что  есть несоответствие русского характера и общественного устройства, которое мы заимствовали у западной цивилизации.  Традиционные черты русского народного характера – это терпимость, склонность к общинности и коллективизму, неспособность видеть смысл жизни только в потребительстве и накоплении материальных благ, поиск духовного смысла жизни. Нынешний «чиновно–олигархический», как называет его автор, капитализм в России принёс с  собой политическое многопартийное устройство, разврат и насилие, которые несёт в нашу жизнь западная культура. Всё это, по мнению философа, также категорически претит русской душе. А в чём же выход?

Неуничтожимая идея

– Виктор Александрович, расскажите, как вы пришли к идее возрождения христианского социализма?

– Идея христианского социализма очень стара. Она основана на Евангелии. Это идея равенства, братства, заботы об униженных, обездоленных. Конечно, такие идеи были ещё до рождения Христа. Идеи социализма возникли и в Ветхом завете, но там они только декларировались.

Идея социализма была дискредитирована в нашей стране в постсоветский период, её молниеносно заменила либеральная идея свободы и глобального саморегулирующегося рынка. Чем это обернулось, мы тоже помним. Кровавые 90–е навсегда остались в народной памяти. Я пришёл к идее христианского социализма потому, что в душе я остался советским человеком – это, во–первых. А во–вторых, я верующий христианин. Такое  мировоззренческое противоречие мне было необходимо как–то преодолеть. Как преподаватель истории и философ я знаю, что идея социализма сама по себе весьма привлекательна и позитивна. Но я помню и большевицкий социализм с расстрелами священников, и диктатуру тотального атеизма в общественной жизни. Мне удалось примирить это противоречие на базе христианского социализма.

Это также смотрится, как западная идея. Ведь на Западе сейчас активно действуют политические партии христианских социалистов, и вообще идея социализма возникла именно там. Но Сен–Симон, Фурье, Оуэн, которые входят в каноническую триаду составных источников марксизма–ленинизма, писали именно о христианском социализме. Они излагали именно христианские идеи нового общества, где главное – идея социальной справедливости, когда пенсионеры и малоимущие будут жить в достатке.

   
   

Из недр Евангелия

– А в России, кроме большевиков, кто–то откликнулся на идеи христианского социализма?

– В России последователем этой идеи был философ и священник отец Сергей Николаевич Булгаков, но период его увлечения социалистическими идеями был недолгим. И вот я задумался: почему пала Российская империя? Был православный государь и православный народ, но при этом 90% населения жило в крайней бедности, понятие социальной справедливости подавлялось всей карательной машиной самодержавия. Потому социальная революция была неизбежна. Впрочем, если бы элита российского общества задумалась об этих проблемах, то империя никогда бы не разрушилась. И идея справедливого общества стала реализовываться в России на атеистической основе.

– А как обстоят дела в современной России?

– В России и сегодня не существует национально ориентированной элиты, нет никакой объединяющей национальной идеи. Есть кремлёвская пропаганда, и всё. Современная элита России ориентирована на западные ценности и западный образ жизни.

В общем–то, мысль простая – царский режим в России пал, поскольку не соблюдалась социальная справедливость, а коммунистический режим был разрушен потому, что социальная справедливость реализовывалась на безбожной основе, на вульгарном материализме. Поэтому идея социальной справедливости может быть реализована только на базе христианства. С христианским основанием. По моему глубокому убеждению, христианский социализм – это нереализованный шанс России. Если кто–нибудь из власть имущих задумается об этом и попытается объединить людей под эту идею, то миллионы, мне кажется, будут готовы встать под знамёна христианского социализма.

Кстати, мусульманский социализм весьма успешно реализовал в Ливии Муамар Каддафи. Там большинство населения было довольно и счастливо, только это были простые ливийские труженики, которые не имели привычки бегать с автоматами и стрелять во всех подряд. За оружие обычно хватаются маргиналы, которые не нашли своего места в социуме. То же самое происходило в Сирии: там жили так хорошо, как не жили в своё время советские люди, но нашлись неудачники, назвавшие себя оппозицией, тотчас же объявились «доброжелатели» из–за океана, предоставившие им оружие, и началась гражданская война. Это значит, что идея социализма весьма популярна в мире и всячески шельмуется там, где её пытаются реализовать местные власти. Поэтому, на мой взгляд, она истинна.

Белгородская «утопия»

– Недавно небезызвестный публицист Дугин на телеканале «Царьград» напомнил белгородцам, что они строят «солидарное общество». Как вы относитесь к этому строительству?

– На мой взгляд, идея солидарного общества – это лишь попытка подменить понятие гражданского общества, которое, по определению, всегда противостоит репрессивному аппарату государства, оно практически всегда в оппозиции государству. А солидарное общество лояльно власти. Понятие гражданского общества возникло в эпоху, когда идеи личных свобод пренебрегались везде. Это сегодня мировой капитализм строит агрессивную политику  на идее превосходства личных свобод над мнением общества – одни гей–парады чего стоят. А во все времена и во всех цивилизациях государство доминировало над гражданским обществом. В противном случае государство разрушалось, а господствующий класс уничтожался физически. В России церковь всегда несла функцию гражданского общества. Патриархи шли к царю и говорили ему о бедственном положении простых людей. Как это говорилось в те времена: «Печаловались». Именно они просили помиловать преступников от лица народа.

Идеи о солидарном обществе, в моём понимании, во многом схожи с идеями Кропоткина и Бакунина, согласно которым идейная анархия строится не на безвластии и вседозволенности, а на убеждении, что человеческое общество само собой сложится без всякого насилия со стороны госаппарата, а каждый человек способен ограничивать свои желания. В общем–то, вполне себе гуманистическая утопия, основанная на вере в человека и его разум. Но идея анархии уже дискредитировала себя. Анархическое общество строил батька Махно, и мы все помним, чем это закончилось. Также и идея солидарного общества строится на вере, что человек как–то сам по себе неожиданно задумается о людях, которые нуждаются в его помощи и сострадании. Как в песне о «Кудеяре–атамане»: «Вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил…»

– В своем труде вы проводите мысль об обобществлении средств производства. Но ведь это уже было в нашей истории?

– Да, и об этом же говорили все социалисты. Томас Мор утверждал, что частная собственность – зло, которое делает людей несчастными. В каждую историческую эпоху следует делать то, что сообразно этой эпохе. Я понимаю, что обобществлять средства производства в современной России невозможно и чревато глобальными потрясениями и разрушениями. Но создать политическую силу, в основе идеологии которой будет лежать учение о христианском социализме, на мой взгляд, жизненно необходимо для современной России. Идеи коммунизма неизбежно несут на себе наследие сталинского террора, партия власти – это партия власти, у неё нет идеологии, кроме набора размытых лозунгов о процветании России, а иных политических сил в стране нет.

– Ваша книга «Христианский социализм как мировоззренческий фактор развития гражданского общества» вышла в Германии. У нас в России планируют её издавать?

– У нас в университете лежит рукопись этой книги, её планируют издать в будущем году тиражом в 100 экземпляров. Это не для массового распространения среди читающей публики, каковой в стране сейчас почти и не осталось, весь тираж разойдётся по библиотекам.

Смотрите также: