О том, что значит Великий пост для православного христианина, и как его выдержать, «АиФ-Черноземье» рассказал духовник Белгородской и Староосколькой епархии, протоиерей Василий Феер.
Путь к себе
— Ещё перед началом Великого поста митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн говорил, что пост для каждого человека — это путь к себе. Что это значит?
— Наш Владыка — человек очень образованный, он всегда говорит правильно: пост позволяет каждому заглянуть внутрь себя, обозреть свою жизнь. Владыка Иоанн часто говорит ещё, что Великий пост — это весна для души. Когда человек вступает на это поприще, которое длится семь недель, он должен не только воздерживаться от скоромной пищи, главное — совершать милостыню, делать добрые дела.
Господь никого никогда не оставляет — просто мы сами оставляем Его, уходим в сторону и начинаем блуждать во тьме. А если человек идёт правильным путём, живёт по-христиански, то Господь всегда его поддерживает Своей божественной рукой, как некогда поддержал апостола Петра, когда тот утопал, стремясь пойти по водам. Так и мы в нашем житейском море: если утопаем в грехах, но от всего сердца взываем ко Господу — Господь всегда к нам приходит на помощь.
— В наше время ведь тяжело жить по-христиански...
— А никогда и не было легко — но сейчас всё доступнее, нет запретов, храмы открыты, любое поучение и наставление при желании можно получить и услышать.
От каждого из нас зависит, как жить. Чем ближе человек становится к Богу, тем лучше он видит и понимает свои грехи. Если же человек далёк от Церкви, он считает, что у него никаких грехов и нет, он ведь не убивал, не воровал. Но для спасения души этого мало!
Однажды к старцу пришли молодые монахи и сказали, что видят ангелов — а старец им сказал, что важнее видеть свои грехи. Ведь грехи бывают даже мысленные — в реальности человек не делает ничего плохого, живёт правильно, а в помыслах рассеивается, уходит от молитвы. И тут надо вести и мысленную брань с самим собой.
О Таинствах
— Батюшка, что необходимо сделать в пост? Нужно ли, например, собороваться?
— Традиционно в практике Русской Православной Церкви каждый христианин стремится хотя бы раз в год пройти Таинство Соборования, или Елеопомазания, которое, как правило, совершается в Великий пост. Это не обязательное требование — скорее благочестивая традиция. Особенно нужно это таинство для болящих — как сказано в Священном Писании: «Если кто болен, призовите церковнослужителей, да молятся над ним, помазавши елеем». По молитвам священнослужителей, по милости Божией, людям прощаются и забытые грехи. Каждого несколько раз помазывают елеем — врачуется и душа, и тело.
— А молодым и здоровым это таинство нужно?
— Прибегнуть к нему может каждый православный христианин, начиная с семи лет. По уставу Церкви, в семь лет ребенок перестаёт быть невинным младенцем и становится отроком, начинает исповедоваться.
— Говорят, тот не христианин, кто в Великий Четверток не пришёл на церковную службу — это так?
— Я бы не стал утверждать так категорично. Бывает, например, человек работает врачом или учителем и просто не может в этот день посетить храм. Но если есть возможность, тогда, конечно, нужно посетить все церковные службы Страстной Седмицы, которые служатся один раз в год. И, конечно, Таинство Евхаристии в Великий Четверг — ведь в этот день Господь наш Иисус Христос собрал своих учеников-апостолов в Сионской горнице, омыл им ноги и установил Сам это Таинство Евхаристии, то есть причащения Тела и Крови Христовых. Поэтому очень важно, чтобы человек через Таинство соединился с Христом в этот день.
Я вспоминаю, как в 1987 году меня рукополагал во диаконы владыка Ювеналий, и как раз был Великий Четверг, 16 апреля, и храм тогда был переполнен людьми, хотя это ещё было советское время. В этом году исполнится 32 года моего церковного служения.
— Расскажите о своём пути — как вы пришли в церковь, к священству?
— У меня были верующие родители, которые с детства водили меня в храм. Знаете, я верю в евангельские слова — Господь говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал», — а значит, каждого, кто приходит в Церковь, призывает Сам Господь, каждый по призванию Божию приходит и в Церковь, и к служению. У меня был духовный отец, который в 2000 году прославлен в лике святых Украинской Православной Церковью — преподобный Иов Угольский. Я родом из Западной Украины, с Закарпатья, там есть место, где ещё в царской России добывали уголь для паровозов. Отец Иов знал старца Серафима Тяпочкина, он прошёл сталинские лагеря, потом служил, и к нему съезжались со всей России, по его молитвам многие исцелялись — как при его жизни, так и после кончины. Он преставился в 1985 году, а поскольку я воспитывался этим святым отцом, взирал на его жизнь, мне всегда хотелось быть на него похожим хоть в малом. И, наверное, по его молитвам Господь так управил, что я поехал сюда, на Белгородчину, здесь у меня друзья.
— А как вы стали духовником епархии?
— В этом году будет 14 лет, как я несу это служение. Это крест очень нелёгкий. Когда преставился духовник епархии отец Николай Кобец, было собрание благочинных в Красненском районе, в селе Горки, его проводил владыка Иоанн, было три кандидатуры, и меня избрали тайным голосованием.
Снам нельзя верить, но мне тогда приснился очень знаменательный сон: огромный чан, полный пшеницы, и лестница вверх, и мне говорят — бери и неси, а я возражаю, мол, такую тяжесть только на машине можно поднять, а мне говорят — нет, надо брать в руки и нести. И потом, когда мне сообщили, что меня избрали духовником епархии, я вспомнил этот сон, потому что эта пшеница — это люди. Хотя я всегда считал, что не достоин быть духовником священников.
Внутренняя брань
— Во вторую неделю Великого поста церковь поминает святителя Григория Паламу, который постом проводил со своими учениками омилии, разъясняя Священное Писание. В послании апостола Павла сказано: «Наша брань не против крови и плоти, а против миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных». Как это понимать?
— Это наша борьба с духами, которые искушают нас. Когда человек стремится жить по-христиански, то они ведь всё это видят — мы их не видим, а они нас видят и стараются нам всячески помешать. А поскольку у них многотысячелетний опыт, они знают, как к нам надо подойти — одного искушают на один грех, другого — на другой. Трудно сохранить веру чистой — как в дождь и ветреную погоду трудно с зажжённой свечой обойти вокруг храма, потому что есть всякие нападки на человека. Поэтому надо быть очень осторожным в этом мире, стремиться жить праведно, как учит нас Святое Евангелие.
Вот, бывает, мама заставляет ребёнка ходить в церковь, а он — никак. А потом, когда вырастет, когда мамы уже нет на свете, а её молитва ведь ещё усиливается, потому что после смерти душа ближе становится к Богу, — и тогда дети сами приходят в храм.
— Нынешнее поколение родителей растило своих чад в церкви, впервые в постсоветской России, но те, взрослея, сейчас отходят от церковной жизни. Как тут быть?
— Знаете, кто в детстве, в юности вкусил церковной радости — тот вернётся к ней в своей жизни. Как тот блудный сын, который вспоминал, как хорошо было у отца, так и душа будет вспоминать те светлые моменты, будет тянуться к святости.
Хорошо, что детей сейчас учат в школе основам православной культуры, что есть и воскресные школы, и православные детские сады. У нас с матушкой семеро детей, два сына и пять дочерей, и уже восемь внуков. Оба сына пошли по моим стопам — старший служит, младший окончил семинарию.
Пост – не диета!
— Многие воспринимают пост прежде всего как диету. Насколько важен именно отказ от скоромной пищи?
— Не то нас оскверняет, что входит в уста, а то, что из уст выходит, то есть наши слова, наши поступки. Потому что можно и поститься на хлебе и воде, и этим превозноситься, считая себя лучше других, или на кого-то злиться, гневаться, не прощать. И тогда и от поста нет никакой пользы. Любовь — вот главный плод поста.
Пост обязательно нужен и телу, и душе, молитва без поста — как одно крыло. Господь, когда изгнал из бесноватого нечистых духов, сказал: «Род сей изгоняется только молитвой и постом».
Я понимаю так: когда младенец находится в утробе матери, он не видит, что есть этот огромный мир, а когда он уже рождается, глазки у него открываются, и он начинает всё видеть вокруг себя. Так и мы живём в этом мире, а когда умрём, родимся для вечной жизни, тогда откроются глаза души. Но тогда уже поздно что-либо сделать, поздно покаяться — только наши дети, родные, друзья смогут молиться за нас, и по молитвам родных посмертная участь человека может быть изменена. Господь милостив, Он слышит каждую молитву, которая идёт из глубины сердца. Главное, чтобы мы проявляли к Нему любовь через любовь к ближним. А каждый человек, которого мы встречаем в жизни, — это наш ближний. И надо помнить, что всё, что у нас есть, — это не наша заслуга, а дар Божий.
Смотрите также:
- «Жизнь жительствует». Владыка Иоанн провёл предпасхальную пресс-конференцию →
- Митрополит Сергий: «Вера человека должна быть видна из его дел» →
- Могут ли грешники быть святыми? →