Корреспондент «АиФ» попросила поделиться впечатлениями о конкурсе председателя жюри конкурса, народного артиста СССР, почётного гражданина города Тамбова, профессора Московской консерватории Виктора МЕРЖАНОВА. Этот разговор он начал такими словами:
- Я счастлив, что святое имя Рахманинова вызвало к жизни такое замечательное мероприятие, как юношеский международный конкурс в Тамбове. Музыка Рахманинова, рождённая умным, много пережившим сердцем, пронизанная нравственным совершенством, благородным пафосом и тончайшей поэтичностью, народностью, отмеченная редким мастерством, стала средством познания русской национальной культуры, предметом эстетического наслаждения для всех, кому дорого высокое искусство.
- Виктор Карпович, какие особенности нынешнего конкурса вы хотели бы отметить?
- Конкурс стал, если его сравнивать с предыдущими, самым сильным и впечатляющим. Каждый участник, я уж не говорю о лауреатах, может смело выступать на любом другом конкурсе. А их, уж поверьте, за долгую жизнь я повидал немало.
Хочу отметить две важные детали. Во-первых, большой артистизм участников. На сцене Рахманиновского зала играли, хотя и юные, но настоящие артисты. Во-вторых, техническое мастерство молодых исполнителей. Они исполнили труднейшие вещи. И при этом играли свободно. Возьмём лауреата первой премии Олега Худякова. Он чётко чувствует кульминацию произведения. Это непросто даже для опытного музыканта. И зависит от «технической» оснащённости пианиста. Олег же - самый сильный из нынешней команды участников, он имеет своё творческое лицо.
- И как, по вашему мнению, можно помочь молодым дарованиям?
- Прежде всего, дать им выступить на тамбовских сценах. Это Рахманиновский зал. Я много раз выходил, особенно в молодости, когда учился в Тамбовском музыкальном училище, на его сцену, и скажу, что это уникальное место. Чудесный зал с замечательной акустикой. Здесь не менее замечательная и чуткая публика. Свою сцену для выступлений должен предоставить молодым лауреатам и Концертный зал. В этом необходима помощь управления культуры области. И даже губернатора Олега Бетина. Надо находить средства поддерживать лауреатов. Дать им дорогу в большое искусство.
- А какие рекомендации вы могли бы дать молодым музыкантам?
- Всем же ребятам я ещё раз советую не останавливаться и принимать участие в других конкурсах. К сожалению, в наше время музыкальная жизнь организована так, что участие в конкурсах играет важную роль для дальнейшей карьеры пианиста. Я знаю таких организаторов концертной деятельности, которые с музыкантом, если он не лауреат конкурса, даже разговаривать не будут. А вы сами понимаете, что далеко не каждый пианист может выстроить свою концертную афишу.
- Каковы претензии к современной исполнительской манере?
- Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что музыканты играют быстро, громко и без каких-либо перерывов. А если бы они знали законы риторики, то избежали бы ошибок. Что основа жизни для человека? Дыхание! Риторика - то же дыхание в музыкальной фразировке. Вот почему я добиваюсь, чтобы в Московской консерватории ввели лекции по риторике.
На конкурсе мы также столкнулись с этой проблемой.
- Как вы относитесь к тому, что многие молодые пианисты уезжают работать за границу?
- Я всегда отрицательно относился к тем, кто эмигрирует за рубеж. Я так и не понял поступка Щедрина - он всегда пользовался в России громадным успехом. Он является ярким представителем русской культуры. И я настаиваю, именно русской, а не российской, культуры. Не надо бояться произносить это слово. Надо говорить «русский» не стыдясь.
Кстати, хочу добавить, что сегодня многие наши музыканты возвращаются в Россию. Ведь рано или поздно они становятся не нужны ни Европе, ни Америке.
С гастролями я побывал в 32 странах мира. Но лучше нашей публики нет нигде. Мир сейчас испытывает влияние Америки. Я был в США два раза. Играл в различных городах. Там неинтересная, просто плохая публика. В основном американцы ориентированы на мюзиклы и джаз. Знаменитые американские музыканты и дирижёры - это сплошь европейцы. Они зарабатывают в Америке деньги, а потом уезжают. Всё в этой стране подчинено власти доллара. Это моё впечатление, может кто-то другой всё и не так воспринимает.
- Виктор Карпович, а каковы впечатления от нынешнего Тамбова?
- В эти дни я не устаю повторять, что восхищён нынешним состоянием моего родного города. Тамбов невероятно чист и ухожен. Этот удивительный город всегда, а сейчас особенно, поражает меня красотой. И вообще, тамбовская природа уникальна для центра России. Надо вспомнить слова Рахманинова, что он всегда стремится в свою Ивановку. В этот раз я вновь побывал в Ивановке. Великолепный музей, парк с душистой сиренью. Всё это надо рекламировать, чтобы к нам приезжали туристы.
Рахманинов - наша гордость. Недаром я люблю рассказывать, как однажды в Англии группа музыкантов решила поехать в Россию. Они обратились к русскому представителю: что надо почитать, чтобы больше узнать о стране? А тот ответил, что читать ничего не надо, надо больше слушать музыку Рахманинова. Интереснее и глубже о России не сказал ни один композитор.
Смотрите также:
- Сергей Волчков: «Если петь пустоту – ты вокалюга, как бы красиво ни звучал» →
- Группа «Plazma» в Воронеже: «У «Голоса» однобокая концепция» →
- Воронежский мастер возрождает инструменты прошлого →