На одной волне
– Вы правильно заметили, что я профессиональная актриса. Я с детства мечтала ею стать. После школы окончила театральный институт в Екатеринбурге, потом работала в Ташкентском театре. Но судьба сложилась так, что всей семьёй мы переехали в Липецк. Устроиться по профессии мне не удалось, и я пошла работать учителем в школу-интернат для слепых и слабовидящих детей. Там, узнав о моём образовании, попросили сделать какие-нибудь постановки с подростками. Честно признаться, я слабо верила, что из этого получится что-то стоящее.
– Потому что это был любительский театр?
– С самого начала для меня не существовало любительского театра. Я не видела ни одной хорошей постановки в исполнении непрофессиональных актёров. И вдруг случайно оказываюсь на одном из международных фестивалей, где знакомлюсь с людьми, которые работают в этом направлении, и работают на высоком уровне. Это полностью перевернуло мои представления о театре. Я поняла, что и с такими актёрами можно делать сильные катарсические спектакли. С этого момента я начала по-другому работать с детьми, и они стали мне открываться.
– Но ведь, наверное, к таким актёрам нужен особый подход?
– Слепые и слабовидящие дети несколько иначе воспринимают окружающий мир, а следовательно, делают всё по-другому: смеются, разговаривают, действуют. Поэтому, чтобы такой актёр был органичен, я вынуждена работать, если можно так выразиться, не на своей, а на его волне. Здесь не получится использовать штампы, которые существуют в театральном искусстве. Они просто не применимы к таким актёрам. Но от этого с ними работать ещё интересней.
Ни капли фальши!
– Каким стал первый спектакль театра-студии «Паяц»?
– Первая, я считаю, полноценная и наиболее удачная постановка театра-студии «Паяц» – это спектакль «Девочки-мальчики. Комплекс любви». Он стал обладателем гран-при сразу нескольких фестивалей, а также лауреатом Международного интеграционного театрального фестиваля «Солнечная волна», который проходил в октябре 2005 года в Киеве. А исполнители главных ролей Ольга Мананская и незрячий мальчик Алексей Манаев, получили призы за лучшую женскую и мужскую роли.
– Что же было необычного и интересного в этой постановке?
– Это спектакль-импровизация о подростках, об их непростом и противоречивом внутреннем мире, о той среде, в которой они вынуждены расти. А необычное в этой постановке было то, что в ней использовались монологи из шекспировской пьесы «Ромео и Джульетта», отрывки из произведений Франсуазы Саган и школьных сочинений наших учащихся на тему первой любви. И всё это очень гармонично соединилось. Правда, сейчас этот материал мне кажется достаточно простым, я бы уже не стала с ним работать.
– А как вообще подбирается репертуар?
– Я считаю, что материал должен быть понятен и близок самим актёрам. Иначе на сцене будет фальшь. А любой человек, который начинает фальшивить, автоматически вызывает чувство отторжения. Что же касается детей, то это особенно заметно, потому что, в отличие от профессиональных актёров, они ещё не могут где-то спрятаться за техникой, где-то смухлевать. Поэтому ребёнок должен понимать, что он делает. Только тогда он будет делать это искренне, и этим цеплять зрителя.
Держать планку
– Как вас принимает зритель?
– Вы знаете, работать с детьми – большое искушение. Потому что зритель о таких актёрах никогда не скажет ничего плохого. Он будет подходить и говорить: «Какие вы молодцы». Но я горжусь тем, что мои дети знают свою планку и сами чувствуют, когда они её не берут. Поэтому всегда стараются играть честно, тем более, у них нет возможности спрятаться за техническими средствами: мы не используем в спектаклях сложные музыкальные или световые эффекты. За счёт этого на первый план выходит актёр.
– Над каким спектаклем вы сейчас работаете?
– В данный момент мы работаем над постановкой спектакля по пьесе Ульриха Хуба «У ковчега в восемь». Это удивительный и одновременно сложный материал. В пьесе очень деликатно и тонко затрагивается тема Бога. Я считаю, сегодня это особенно актуально. Когда я разговаривала со своими детьми о постановке, то столкнулась с тем, что почти никто из них не верит в Бога. Надеюсь, спектакль станет для них не просто интересной работой, но и заставит о многом задуматься. Его премьера ожидается в феврале.
– И последний вопрос: если бы вам предложили уйти в профессиональный театр, согласились?
– Хм…(задумывается. – Ред.) Наверное, нет. Работать с такими детьми – для режиссёра бесценный опыт. Но главное даже не то, что театр значит для меня, а что значит он для самих детей. Он учит их терпению, ответственности, а также понимать и чувствовать других людей. А ещё театр для них – это отдушина, которая позволяет забыть о проблемах и погрузиться в другую жизнь, увидеть более глубокий и светлый мир.
СПРАВКА
Театр-студия «Паяц» был образован в 2003 году на базе липецкой областной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. Средний возраст участников – 13 – 17 лет. Среди них – дети с серьёзными нарушениями зрения. Театр является лауреатом и обладателем гран-при всероссийских и международных фестивалей, а его актриса Дина Войтенко – лауреатом детской национальной премии в номинации «Сцена» 2008 года.
Смотрите также:
- Актер Саша Петров: «Бюджет «Притяжения» соизмерим с серией «Игры престолов» →
- Актёр сериала «Кухня» Марк Богатырёв: «Свою главную роль я ещё не сыграл» →
- Алексей Карза: "Хочу сыграть серьезного мужчину!" →