Арт-хутор. Где в белгородской провинции найти сад авторских скульптур

Татьяна Черных / АиФ

Участок чуть меньше гектара весь в зелени – здесь на лоне природы расставлены скульптуры, рельефы, арт-объекты из самых немыслимых материалов. «АиФ-Черноземье» побывал в хуторе Пожарный в гостях у знаменитого белгородского скульптора Александра Пшеничного.

   
   

Никакой концепции – только настроение

Александр Пшеничный – коренной белгородец, родился в селе Весёлая Лопань в семье, как говорит он сам, обыкновенных крестьян. Сегодня его работы известны за пределами страны, они хранятся в частных коллекциях Франции, Англии, Германии, Италии, Испании, Китая, Японии. Работает Александр Алексеевич, в основном, в мастерской в Белгороде. С этой мастерской и началось наше знакомство со скульптором. Он обратился в редакцию «АиФ-Черноземье» и рассказал о том, что старое здание, где располагается мастерская, многие годы простоявшее без ремонта, начало просто разрушаться. После публикации дело сдвинулось с мёртвой точки, и сейчас дом отремонтировали – перекрыли крышу, утеплили и обновили фасад. «Теперь там можно нормально работать», - говорит  скульптор.

Работая в Белгороде, душой художник отдыхает на своём хуторе.

Фото: АиФ/ Татьяна Черных

«Сама идея создать сад скульптур появилась, когда я купил этот участок. Тогда тут был просто лес, всё заросло, потому что территория больше десяти лет стояла без присмотра, - рассказывает мастер. - Повсюду росли кустарники, их пришлось корчевать , траву косить. Когда я решил сделать сад скульптур, занялся ландшафтом – чтобы ничего не мешало просмотру скульптур. Это сад для творческой игры. Я просто играю со своими скульптурами, делаю их по нескольку раз, переставляю, тут всё это постоянно движется. Нет никакой концепции, просто есть настроение».

Мастер показывает композицию под названием «Ангел-хранитель». Некоторое время она выставлялась в здании Пенсионного фонда, и в отверстие люди кидали монетки на счастье. Скульптор заметил это, только когда забрал работу. Сейчас в саду очень много инсталляций из металла.

   
   

«Жалко, что на выставки неохотно берут железяки. Мол, это каждый может сварить. Но сварить – это одно, а вот сделать скульптуру – совсем другое, - говорит Александр Алексеевич. - Ведь в каждой инсталляции должен быть образ».

Композиция «Земля и небо» родилась, когда скульптор нашёл советскую каску времён Великой отечественной войны, вырытую трактором. Она лежала прямо на чёрной пахоте.

Фото: АиФ/ Татьяна Черных

Среди деревьев – бюст митрополита Макария. Эту работу скульптору заказали в честь 200-летия  владыки, которое отмечали в 2016 году. Ее оригинал сейчас находится на теологическом факультете НИУ БелГУ, а копию мастер оставил себе на память.

Центральная скульптура сада называется символично и очень характерно для Пшеничного - «К радости». И вообще всё в его творчестве пронизано радостью и любовью, полно женских образов, самых  разнообразных – от милой «Душечки» с зеркалом, сидящей в цветах, до строгой «Дочери Чингизхана». А в композиции «Постреляем?» использованы настоящие гильзы от патронов.

Фото: АиФ/ Татьяна Черных

«У меня было много гильз. Думал, как бы их использовать? Дерево мягкое, взял молоток – и  вот результат», - говорит автор.

На заборе развешаны картины и горельефы в примитивистском деревенском стиле. Возле летней мастерской у мастера – смотровая площадка. С высоты второго этажа виден весь сад скульптур.

Сила искусства

«Объяснять своё искусство какой-то художник может, а какой-то нет, - считает Александр Алексеевич. - Недавно в музее Косенкова была выставка художника Булавина. Так он ратует за то,  чтобы людям все объяснять, чтобы понимали и покупали его работы. Но как объяснить людям искусство, если они не бывали в музеях, в выставочных залах?  С художником надо общаться там, где он творит, - в его мастерской. И тогда в живом общении что-то можно понять. Чтобы понять искусство, искусствоведом быть необязательно – важно иметь живую душу. Как-то недалеко от хутора рабочие делали дорогу. Захотели посмотреть мой сад скульптур – я их пригласил, все показал. И знаете, они так впечатлились - потом мне три машины гравия привезли! (смеётся) Вот вам и сила искусства».

Фото: АиФ/ Татьяна Черных

По мнению мастера, воспитывать вкус к искусству надо с детства. 

«Во Франции, в Италии, в Испании я наблюдал, как по музеям гуськом за экскурсоводом ходят группы детей. Они усаживаются в одном из залов прямо на полу на свои мешочки, им рассказывают, они сидят, внимательно слушают. Потом встали, пошли дальше в другой зал, в третий. У нас, к сожалению, такого ещё нет, хотя где-то  в музеях с детьми уже начинают работать».

Сад скульптур Александра Пшеничного открыт для всех, кто пожелает его увидеть. А у кого нет возможности ехать далеко, можно пойти в Литературный музей Белгорода, во дворе которого сейчас выставлена часть работ мастера. Правда, они не подписаны, но теперь вы знаете, чьи они.