Режиссер Елена Невежина поставила на сцене Камерного театра «Афродиту» по одноименному рассказу и письмам Андрея Платонова к жене.
Андрей Платонов воронежской театральной публике, воспитанной Платоновским фестивалем, слава Богу, знаком. За восемь фестивальных лет мы усвоили, что главное в его творчестве – это язык. Елена Невежина не просто использовала этот язык, она сделала его центром постановки, главным действующим лицом. Филигранная игра с текстом превратила рассказ в полилог, даже целую симфонию голосов, интонаций, подтекстов, смыслов. Слово Платонова звучит то как гимн, то как шепот влюбленных, то как молитва.
С молитвы Афродите и начинается действо. Назар Фомин, а точнее Назары Фомины – главного героя здесь играют одновременно три актера, - просыпаются под звуки разрывающихся снарядов и не сразу осознают, где находятся, ведь только что, во сне, они были в объятьях любимых. Их потертые гамаши и тяжелые шинели как будто еще больше грубеют, когда на сцену выбегают три нимфы в тонких, надетых на голое тело сарафанах.
Шестерка молодых актеров на двухуровневой сцене - Андрей Новиков, Владислав Моргунов, Георгий Яковлев, Яна Кузина, Марина Погорельцева, Людмила Гуськова – словно все время находится в танце. Они невероятно красивы и в то же время безлики. Они – не только Назар и Наталья, они – Платонов и Мария, Гефест и Афродита, Орфей и Эвридика, Адам и Ева, Он и Она. Они – это любовь, двигающая этот мир. Любви в эпоху Платонова противостоит война, разделяющая семьи и разбивающая сердца.
Мощный образ войны в спектакле создает сценография художника Дмитрия Разумова, решенная в виде огромной песочницы, где вместо песка – черные, обгоревшие клочки, которые в прошлой жизни могли быть чьим-то подвенечным платьем, крестильным одеяльцем ребенка или скатертью на столе, за которым собиралась большая семья. А сейчас это пепел, из которого нет, нет да и можно достать напоминания о счастливой жизни.
«Афродита» Платонова - это внутренний монолог солдата, тоскующего по любимой и томящейся от неизвестности – жива они или мертва? Пока сидишь в окопе, надеясь не схватить шальную пулю, или бредешь по родному городку, разрушенному войной, где еще искать лучик света, как не в счастливых воспоминаниях о прошлом: о первой встрече, потере, поисках счастья в труде.
Назара Фомина называют альтер-эго самого Платонова. В его мыслях о войне, стране, работе и любви воплотились размышления самого писателя. Поэтому использованные в спектакле письма к жене Марии не выделяются из общей канвы, а наоборот, помогают глубже проникнуть в суть происходящего и в очередной раз восхититься мудростью Платонова.
«Всякий человек имеет в мире невесту, и только потому он способен жить. У одного ее имя Мария, y другого приснившийся тайный образ во сне, y третьего весенний тоскующий ветер…»
Смотрите также:
- Железнодорожный джаз. Театр им. Ленсовета представил Воронежу «Странников» →
- Мир «святого Никогда». Спектакль «Добрый человек из Сезуана» в Воронеже →
- Воронежские зрители «Афродиты» стали соучастниками спектакля →