«Дороже нигде нет». На Тамбовщине резко выросли цены на бензин

За неделю с 9 по 15 сентября бензин в Тамбовской области подорожал на 4,7% — это самый высокий рост в стране. Средняя цена литра за топливо АИ-92 достигла 62,56 рубля, АИ-95 — 67,91 рубля, а за дизельное — 67,97 рубля.

   
   

На отдельных несетевых заправках цены и вовсе зашкаливали: АИ-92 стоил 78 рублей, АИ-95 — 83 рубля за литр. Для сравнения, на сетевых станциях те же марки обходились в 59 и 64 рубля соответственно. Проблема особенно остро стоит в десяти муниципальных округах, где цены превысили региональный средний уровень. В четырёх из них рынок полностью конт­ролируют частные несетевые компании, и дешёвого топлива там просто нет.

Ситуация на контроле?

Жители, конечно, реагируют с возмущением. «Дороже, чем в Тамбове, нигде нет. Самые высокие цены...» — пишет тамбовчанка Елена И. Другой местный житель, Андрей Б., добавляет: «Сейчас всё устаканится, но цены такими и останутся. Проходили, знаем».

Правительство региона решило взять ситуацию под контроль. По поручению главы региона создали штаб по ценам на топливо, в работе которого участвуют представители областного правительства и управления федеральной антимонопольной службы (УФАС). На заседании штаба топливная компания ООО «ЭКО», допустившая самое резкое повышение цен, согласилась снизить стоимость АИ-92 и АИ-95 — на 2%, дизеля — на 7%. Основной поставщик топлива в регионе, акционерное общество «Тамбовнефтепродукт», контролирующий 52% рынка, заверил, что не допускает резких скачков цен.

Всего в области топливо продают 53 компании. При этом десять из них держат 83% рынка, а два игрока — сразу 60%. Такая концентрация делает ситуацию особенно чувствительной к действиям крупных игроков. «Несетевые продавцы объясняют увеличение стоимости перебоями поставок в связи с ремонтом НПЗ, увеличением логистического плеча, затягиванием сроков поставок с биржи», — пояснила заместитель главы региона Наталия Макаревич.

Власти не исключают, что за ростом цен стоит недобросовестное поведение отдельных компаний. «По результатам анализа рынка и поведения продавцов планируется провести совместно с правоохранительными органами совещание по рассмотрению ситуации ценообразования и недобросовестного поведения представителей компаний», — заявила Макаревич.

Местные трудности

Особенно тяжело приходится жителям отдалённых районов. К примеру, в Мучкапском почти три недели на заправке на улице Победы не было бензина. Когда топливо наконец появилось, АИ-92 стоил 69 рублей за литр. «Радость от появления бензина омрачилась осознанием завышенной цены. Признаюсь, когда я увидел ценник, то не поверил своим глазам, думал, ошибка», — поделился водитель Александр.

   
   

На второй заправке в посёлке АИ-92 дешевле на 7 рублей, но там ограничивают выдачу — не больше 15 литров на машину. В правительстве региона пообещали уделить особое внимание тем муниципалитетам, где рост цен оказался максимальным. «Жители не должны испытывать неудобства из-за внутренних вопросов на предприятиях. Результаты проверок и меры по недопущению таких ситуаций разберём отдельно», — написал губернатор Евгений Первышов в соцсетях.

Эксперты отмечают, что резкий скачок цен в Тамбовской области произошёл на фоне общероссийских факторов: плановые ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, сбои в логистике и даже внешние угрозы, включая атаки дронов, сократили объёмы переработки нефти. Однако, в отличие от многих регионов, где рост составил в среднем 0,5%, в Тамбовской области он оказался почти в десять раз выше. Это говорит не только о рыночных колебаниях, но и о возможной спекуляции на фоне временных перебоев.

УФАС уже направило владельцам автозаправочных станций требования предоставить документальное обоснование повышения цен. «После анализа информации будут приняты меры антимонопольного реагирования в случае выявления нарушений», — пояснила руководитель регионального управления ФАС Елена Гречишникова.

Между тем в 26 муниципальных округах области топливо остаётся доступнее среднего по Центральному федеральному округу (ЦФО), что даёт надежду на стабилизацию. Власти намерены усилить взаимодействие с крупными поставщиками и поддерживать конкуренцию, чтобы не допустить монополизации даже на локальном уровне.

Кстати

Правительство РФ продлит запрет на экспорт бензина до конца текущего 2025 года. Данная мера позволит дополнительно обеспечить российский рынок нефтепродуктами.