Как живется в России африканским страусам?

Фото: Елены Головань

   
   

Вожак, смотревший на меня поверх металлической сетки, показался мне огромным: ростом чуть ли не с двухэтажный дом. У страха, как известно, глаза велики. Впрочем, у Вожака глаза действительно огромные – в диаметре и занимают при этом примерно 30% от всего объема головы. Рост тоже впечатляет – около трех метров. Ах да, забыла представить, Вожак – это один из четырех африканских страусов, обитающих на подворье фермера в Хохольском районе.

 

Африканский мачо

Красавцы гордо расхаживают по снегу в загоне, явно не замечая холода. Б-р-р, а на улице градусов около пятнадцати мороза. Ничего себе африканцы! С Вожаком мы примерно в одно время подбежали к загородке и уставились друг на друга. Птички эти, как и журналисты, чрезвычайно любопытны. И любят покрасоваться. Потому что через несколько минут взаимного разглядывания, Вожак, видимо приняв мою шубу за оперение страуса…м-м-м женского пола, правда из какого-то недоразвитого в плане роста «племени», решил исполнить перед гостьей брачный танец. Удивительное, должна вам сказать, зрелище. Страус становится на колени (современным мужчинам, очевидно, есть чему поучиться у этого африканского мачо) и, раскачиваясь из стороны в сторону и томно закатывая глаза, взмахивает крыльями с потрясающе красивым оперением. Да уж, будь я птицей – точно бы не устояла.

Одна из самок страуса как раз и не устояла. Защелкала клювом и тоже начала взмахивать крыльями – это уже ее разновидность брачного танца. Мол, нечего там перед этой малявкой танцульки устраивать! Иди сюда. Род продолжать будем. Древний, как мир призыв сработал и Вожак отправился осваивать азы семейной жизни (на самом деле все четыре страуса еще молодые, около двух лет, поэтому еще только вступают в брачный период).

Ну а я, чтобы не мешать столь интимной стороне жизни страусов, отправилась с фермером на кухню пить чай. И расспрашивать об этих удивительных птицах, пока что довольно непривычных для взгляда человека, живущего в средней полосе России.

   
   

Птичьи радости и беды

На мой вопрос о том, почему вдруг возникло желание заниматься разведением именно страусов вкупе с имеющимися уже курами, Илья Савченко пояснил, что все вышло случайно. Просто однажды довелось подвозить в Краснодаре человека, который с отцом разводил этих птиц. Показалось интересно. Кстати, в Краснодарском крае вообще народ довольно креативно мыслит в плане сельского хозяйства и личного подворья. То там целыми деревнями начинают разводить нутрий, то шиншилл, то страусов. Но как оказалось, и у нас в области народ достаточно увлекающийся. Словом, так и появились во дворе у фермера невиданные доселе в селе Гремячье громадные птицы.

Со временем опыт в содержании страусов, конечно, пришел, но и сложностей хватает. Ну вот например, попробуй, поймай такую вот птичку, которая ударом ноги может хребет лошади переломать, коли она вдруг вздумала занедужить. Однажды один из страусов рассек себе ноготь на ноге. Основательно рассек. Фермер с криком к местному ветеринару: «Помогай, у меня страус кровью истекает». И вдвоем с птичьим эскулапом давай гоняться за страусом. Догонишь его, как же! Это вам не курица. Лекари к нему шаг, а он от них десять. Кое-как поймали, залили ногу перекисью водорода и попытались натянуть на поврежденную ногу презерватив. В столь критической ситуации более разумного ничего в голову не пришло. Не получилось. Рана, к счастью и сама вскоре закрылась. А вот память об этой истории осталась.

Немало хлопот фермеру создает также неуемное любопытство его подопечных.

- За ними постоянно следить приходится, - говорит Илья Александрович. – Точнее за тем, чтобы ничего постороннего в загоне не было. Потому что тащат они в рот абсолютно все, что видят вокруг. Особенно блестящие предметы. Были случаи, когда у страусов в желудке находили гвозди, стекла и даже вилки с ложками.

Десять на одного

Конечно, зашел у нас разговор и о том, легко ли сегодня в России быть фермером. Как пояснил Илья Савченко, не очень. Сначала у него было просто личное подсобное хозяйство. Выращивал бройлеров, ну и вот потом страусов. Потом, услышав, что фермерам у нас в стране активно помогают, оформил соответствующий статус. Помощи, и активной, и не очень как-то не дождался. Зато начали приходить бумаги из различных инстанций с требованием заплатить увеличивающийся год от года налог, предоставить различные отчеты. Попробовал взять кредит – нужно крышу перекрыть в помещении, где содержатся птицы – не дали. Сказали, что с залоговой базы беда.

Как-то раз позвонили фермеру с какого-то ведомства и сказали, чтобы встречал гостей. Проверка едет. И по списку зачитали: десять инспекторов по разным направлениям. И все с приставкой – главный. «А зачем так много-то. Аж целых десять на меня одного» - удивился фермер. «Как зачем? Проверять! И землю считать» - пояснила телефонная трубка. «Хорошо, понял, приезжайте конечно. Только вы там своим главным инспекторам скажите, чтобы калькулятор взять не забыли. А то будут считать мои 19 соток – того и гляди запутаются». Голос в трубке заметно сник. А «главные» так и не приехали – приказали самому фермеру приехать в их ведомства. Теперь отчеты усердно пишет. Вот такая вот помощь.

- Ну да ладно, - смеется фермер. – Хоть отчеты писать научат. Прорвемся. Хотя обидно конечно. Помощь-то только на словах получается. Ведь я готов работать и производить действительно качественное мясо птицы. Даже специальный прибор, который серебрит воду купил, чтобы птицы не болели, а потом соответственно различные антибиотики не оказывались у потребителя в желудке. Я же много не прошу – всего лишь дать мне возможность взять кредит и работать. Не слышат.

Смотрите также: