Все мимо. Почему Воронеж не получает налоги с крупных предприятий

Свершившийся факт: из Воронежской области бегут налоги — крупнейшие предприятия меняют юрисдикцию так, что платежи проходят мимо региональной казны. Откуда же возьмутся деньги на исполнение нового майского указа президента и развитие региона?

   
   

В Москву, Саратов, Краснодар…

Рост рождаемости, снижение уровня бедности, технологическое ускорение и многое другое — цели поставлены грандиозные. До конца июня правительство области должно составить дорожную карту — план исполнения президентских поручений. На них уже решено потратить дополнительные семь млрд рублей, которые область получила благодаря перевыполнению прошлогоднего плана по собственным доходам.

Казалось бы, нужно радоваться. Ведь только по налогу на прибыль регион заработал в прошлом году почти 19,5 млрд руб. — на 7,2% больше, чем в 2016-м. Однако вовсе не секрет, что рост получился во многом благодаря вводу в эксплуатацию шестого энергоблока Нововоронежской АЭС. На 2019 год намечен пуск ещё одного — седьмого энергоблока. И всё: ничего столь же масштабного больше не планируется.

Между тем крупные налогоплательщики один за другим стали преподносить «сюрпризы». Так, пришла тревожная новость, что авиазавод «ВАСО» будет филиалом «Объединённой авиастроительной корпорации», а значит, центр налогообложения может переместиться в столицу.

С 1 апреля перестало существовать подразделение РЖД — Юго-Восточный филиал «Федеральной пассажирской компании». Теперь пассажирскими перевозками в нашем регионе будет заведовать Приволжский филиал с центром в Саратове. В компании уверяли, что пассажиры не почувствуют разницы, да и сокращены будут только управленцы. Но вот насчёт налогов не утешили. 

Следом за железнодорожниками оптимизировать управленческий персонал решила компания «Лукойл». В результате «Лукойл-Черноземьенефтепродукт» со штаб-квартирой в Воронеже могут присоединить к «Лукойл-Югнефтепродукту». Так что деньги от торговли нефтепродуктами и товарами в магазинах при заправках теперь достанутся Краснодару.

   
   

Планы и реальность

По итогам прошлого года из десятки главных налогоплательщиков региона вылетели и «Россошанские минудобрения». В последние годы дела на крупнейшем предприятии юга области шли неблестяще.  Так, в 2016 году его чистая прибыль снизилась почти в трое: до 3,97 млрд руб. с 11,54 млрд в 2015 году. Аркадий Ротенберг — основной владелец предприятия — находится под санкциями.

Ещё один ключевой налогоплательщик — Воронежский пивзавод — тоже не радует. Российский рынок пива падает уже десять лет и только в прошлом году сократился на 5%. Компания «Балтика», куда входит предприятие, в 2015 году уже закрыла два завода — в Челябинске и Красноярске. Наш пивзавод могли ликвидировать ещё в 2013-м — спасли областные дотации. Сейчас он испытывает жёсткую конкуренцию со стороны производителей так называемого «живого» пива.

У Сбербанка, который платит региону больше всех, тоже новации. Его президент Герман Греф провозгласил курс на обслуживание клиентов через Интернет, и сеть офисов активно сокращается.  По мнению некоторых наблюдателей, в ближайшие годы область может потерять Центрально-Чернозёмный банк и остаться лишь с региональным филиалом. Вполне возможно, Воронеж подчинят Самаре, откуда происходит первый зампред правления Сбербанка олигарх Лев Хасис.

Получим ли мы что-нибудь взамен? Александр Гусев поставил задачу сохранять темпы роста промпроизводства в 5-6%. Так, планируется построить предприятие по переработке природного газа, которое потребует 14-15 млрд руб. инвестиций и принесёт 5 тыс. новых рабочих мест. В правительство подана заявка на создание особой экономической зоны в Масловском индустриальном парке. Результатом могут стать 15-20 крупных проектов с объёмом инвестиций в 30 млрд руб. и дополнительные налоги — 3 млрд руб. в год. Впрочем, пока это только планы. Из более реального — выход на полную мощность фабрики радиоэлектроники, которую недавно построил концерн «Созвездие».

Где контроль?

Дмитрий Нечаев, политолог:

«Как шагреневая кожа сузился реальный сектор экономики. Частично позитивная динамика связана с приписками, частично — со строительством атомной станции. Реальный сектор — в хаотичном состоянии: одни предприятия ликвидируются, другие — сокращают персонал. Но, самое главное, у нас не появляется новых производств, не увеличивается налогооблагаемая база. Я называю это «синдром Ревкова». Этот человек с 2013 года нёс ответственность за стратегическое развитие региона, находился на должности главы комиссии по мобилизации доходов, но провалил эту работу.

Алексей Гордеев держал налогоплательщиков в относительном страхе. Крупные предприятия выдерживали лояльность и перечисляли деньги. По первому кварталу 2018 года я вижу, что многие предприятия стали занижать прибыль, причём в разы. Сейчас у нас нет руководителя, который выйдет и скажет: мы выбрали стратегические приоритеты и будем со всех серьёзно спрашивать.

Наконец, уплата налогов — вопрос не только закона, но и этики. У нас плохие институты гражданского контроля. Стоило бы рассмотреть ситуацию в Общественной палате, должен подключиться Общероссийский народный фронт. Серьёзно проанализировать проблему нужно в областной Думе, тем более что там работает большинство руководителей и собственников предприятий, которые тоже иногда уходят от уплаты налогов. Если бы серьёзный разговор состоялся, у нас бы не было таких провалов».

Значительный рост

Как рассказал руководитель УФНС по Воронежской области Игорь Понкратов, за первый квартал 2018 года в консолидированный бюджет Российской Федерации  поступило 27 млрд руб.  c ростом к первому кварталу 2017 года на 5 млрд. рублей, или на 24%. Доходы федерального бюджета возросли почти на 45%, консолидированного бюджета области — на 17%, местных бюджетов — на 10%.

«Я не испытываю страхов. Бюджет формируют исходя из расходов, а не из доходов, - доктор экономических наук Юрий Трещевский. - Система налогообложения у нас в стране централизована, и я думаю, это хорошо, потому что позволяет маневрировать большими суммами. И хотя в регионах остаётся незначительная часть налогов, потом это компенсируется федеральными трансфертами. А размер бюджета — это непринципиально. Например, бюджет Воронежа — 16 млрд руб., или 16 тыс. на одного воронежца в год. Будет 14 или 20 тыс. — на жителях это никак не скажется».

Конечно, было бы лучше, если бы в регионе концентрировались крупные налогоплательщики. Область тогда бы рассматривалась как центр крупного бизнеса, что сказалось на объёмах инвестиций. В этом смысле плохо, что налоги уводят из региона. Но с точки зрения поступления средств в бюджет я не вижу проблем. Ведь не область вводит новые блоки Нововоронежской АЭС, финансирует расходы РЖД и ВАСО. Мы ничего не потратили.

Это страшное потрясение

Дмитрий Ломсадзе, экономист:

«Вице-премьер Антон Силуанов сказал, что налоговая система меняться не будет. Это значит, что межбюджетные отношения останутся теми же. Перераспределения денег в пользу региона не планируется, дополнительных источников доходов не будет. Поэтому уход крупных налогоплательщиков — это страшное потрясение для бюджетов города и области.

Возможно, региональная власть не проявляет должного участия в проблемах компаний, не идёт навстречу в части налоговых льгот и послаблений. Но это справедливо лишь в отдельных проявлениях. Административные недоработки и общий кризис больше сказываются на малом, а не на крупном бизнесе.

Было бы хорошо, если бы на территории области осуществлялись масштабные инвестпроекты федерального значения — такие, как Крымский мост или чемпионат мира. А проекты регионального масштаба не так привлекательны для крупных холдингов. Какие могли бы быть проекты? Например, метро. Тогда бы мы не увидели ухода крупных игроков».