Сердечно-сосудистый хирург Курской областной клинической больницы Максим Хруслов придумал инновационный подход к взаимодействию между пациентами и докторами. Свою систему мониторинга больных он начал разрабатывать в 2012 году, когда ему было 34, а двумя годами позже стал призёром регионального конкурса «Инновация и изобретение года». Теперь практикующий хирург, доктор с учёной степенью кандидата медицинских наук, а также со вторым высшим образованием, полученным в техническом вузе, пошёл ещё дальше и создал к прежней программе для компьютера дополнение. Оно, по сути, стало «доктором в мобильнике», спасающим жизни.
Под угрозой смерти
Оксана Саницкая, «АиФ-Черноземье»: Для кого предназначена система мониторинга, и как вы пришли к её разработке?
Однако на густоту крови оказывает существенное влияние и множество других факторов — рацион питания, приём любых медикаментов, физическая активность. И если препараты нового поколения помогают поддерживать свёртываемость крови на необходимом уровне и не требуют контроля и изменения дозы препарата, то самый распространённый, известный с 1948 года и использующийся в нашей стране с 1990-х годов прошлого столетия варфарин, к сожалению, необходимо регулярно контролировать и корректировать дозировку.
Тем не менее при выборе лечения определяющим фактором для абсолютного большинства моих пациентов оказывается цена. Если месяц лечения новыми препаратами обходится в три тысячи рублей, то приём варфарина на тот же срок стоит всего 120 рублей. К сожалению, для пенсионеров и малоимущих граждан выбор в пользу последнего очевиден.
Проблема осложняется ещё и тем, что результаты анализов, проведённых в различных лабораториях, отдалённых от областного центра, не могут гарантировать их абсолютной достоверности. Ярким примером для меня стал пациент, который был доставлен в отделение сосудистой хирургии областной больницы с кровотечением. Результаты анализа МНО из районной больницы показали 1,2 единицы, а в нашей лаборатории этот показатель оказался выше почти в восемь раз! И сколько таких пациентов в глухих деревнях оказываются под угрозой смерти!
— И им проблематично даже физически добраться до районных больниц…
— Только представьте: в первый день обращения человек попадает на приём к доктору, тот даёт ему направление на анализы, второй день уходит на их сдачу, в третий пациент имеет результат, и только на четвёртый оказывается вновь у доктора и получает лекарственное назначение. Четыре дня в лучшем случае, а если это экстренный больной? В моей памяти навсегда осталась молодая женщина из Курска, которая умерла от кровотечения из-за того, что ей просто не успели вовремя скорректировать дозировку.
Постепенно я стал приходить к выводу, что контролировать здоровье людей при таком положении дел мы просто не в состоянии, а своей терапией подчас, к сожалению, даже вредим. Согласно всем рекомендациям Минздрава, лечение считается эффективным, если 70% анализов за год находится в диапазоне нормы. Проведя в 2012 году скрининг группы из 534 больных нашего региона, принимающих варфарин, мы увидели, что этот показатель только на уровне 34%. Другие регионы до недавнего времени выглядели не лучше. Согласно научным статьям от 2018 года, докторам в пределах целых регионов не удаётся превысить порог в 40%. Однако нам в Курской области переломить ситуацию и удержать достигнутый результат удалось.
Наша победа
— С чего начали свою «революцию»?
— Как ни парадоксально, в первую очередь я обратился к производителям варфарина. Мне ответили, что идея действительно хорошая, но нереальная, из области фантастики. Тогда никто не верил, что можно создать систему мониторинга, запустить её в работу и сделать эффективной. Сейчас в качестве федерального лектора я езжу за границу и по регионам нашей страны, выступаю перед врачами разного профиля на тему организации антитромботической терапии. Многие не верят в реальность осуществлённых мер, задают вопросы, как такое возможно. Ключевым моментом всё-таки является понимание вопроса и поддержка на уровне администрации области, регионального комитета здравоохранения и Фонда обязательного медицинского страхования.
А тогда, в 2012-м, я обратился к главному врачу частного медицинского центра, где работал совместителем, и, к счастью, обрёл в его лице единомышленника. Большой удачей стало также знакомство с молодым талантливым программистом. Хотя я и проходил основы программирования, получая второе высшее образование в ЮЗГУ, всё-таки за сложные вещи не берусь. Это образование расширило кругозор и позволило находить в проблемах медицины нестандартные решения.
Мы организовали единый лабораторный центр, где с помощью одинаковых реактивов, на которых никогда не экономим, получаем достоверные данные. Из районов области кровь по графику доставляют курьеры, результаты в тот же день фиксируются на едином сервере и отправляются пациентам. Если необходимы дополнительные срочные анализы, на местах есть экспресс-анализаторы, и фельдшеры-лаборанты вносят их показания в программу в этот же день.
Ежедневно на обслуживании программы дежурит доктор — сердечно-сосудистый хирург или кардиолог (всего на обслуживании пять врачей), который видит электронную историю болезни человека и его назначения, отсылает рекомендации и связывается с пациентом, если это необходимо, по телефону. Таким образом, пациент получает в день сдачи анализа квалифицированную помощь и своевременную коррекцию дозировки.
Сейчас у нас наблюдается около полутора тысяч человек, ежегодный прогнозируемый прирост к базе данных — порядка 200 человек. Ежедневно консультируем 230-250 человек, и мы с легкостью удерживаем терапевтический диапазон МНО 70% времени. Это и есть наша победа.
Как я уже сказал выше, никто на сегодняшний день в России в масштабах всего региона к нам не приблизился. Мы сохраняем в среднем 11 жизней на каждую тысячу пациентов в год и экономим несколько десятков миллионов рублей на ту же тысячу пациентов, принимающих варфарин, благодаря тому, что не приходится лечить осложнения.
Проект стал социально значимым! Людям, живущим в глубинке, в условиях дефицита финансирования здравоохранения важно знать, что о них помнят и о них заботятся на уровне государства.
Всё — бесплатно
— Какой статус имеет компьютерная программа мониторинга сегодня?
— После того, как мы несколько лет собирали статистку, была создана комиссия с участием представителей Фонда обязательного медицинского страхования и комитета здравоохранения Курской области. Оценив все экономические затраты, специалисты пришли к выводу, что содержать систему мониторинга намного эффективнее и выгоднее, чем лечить осложнения. Прошли процедуру официальной регистрации, и в 2016 году наша система вошла в программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Программный комплекс официально разрешён Минздравом для здравоохранения РФ. Обслуживаясь в системе, пациенты не несут никаких затрат. Никаких! Согласно распоряжению комитета здравоохранения, в том случае, если пациенту назначаются непрямые антикоагулянты (варфарин), его автоматически необходимо включать в систему мониторинга.
— Почему вы на этом не остановились, а выпустили летом 2019 года ещё и мобильное приложение к своей первоначальной программе?
— Пациенты на месте не сидят, ездят на отдых, отправляются в Москву на заработки. А процесс мониторинга прерывать нельзя, так что назрела необходимость делать программу портативной. В мобильном приложении четыре основных раздела: «Внести анализы», «История болезни», «Консультация врача», «Чат». Внося результаты своих анализов, пациенты должны указывать название лаборатории, где они проведены. Если лаборатория не вызовет доверия у наших специалистов, мы попросим анализы переделать, порекомендовав конкретные учреждения. В разделе «Консультация врача» нужно указать причину обращения, каждая из которых имеет градацию по цвету, обозначающему срочность: «Возникло кровотечение», «Меня госпитализировали», «Назначены новые препараты», «Вопросы по образу жизни». Ставим галочку и нажимаем кнопку «Отправить». Всё, никаких сложностей.
Конечно, большинство наших пациентов — пенсионеры, но есть и пятилетние дети с заменой сердечного клапана. Если самому больному сложно разобраться с приложением, помогают родственники, соседи, но оно, поверьте, очень просто в обращении. Раньше отправка сообщений шла через смс, и мы столкнулись с тем, что даже не весь медперсонал умеет их отправлять. Приложение мы рассылаем пациентам бесплатно, оно тоже часть программы госгарантии.