Травмы, стрессы и избыток информации. Почему люди начинают заикаться

На занятиях у логопеда © / Александра Горбунова / АиФ

22 октября отмечают Международный день заикающихся людей. Корреспондент «АиФ-Черноземье» поговорил с логопедом Ольгой Жуковой о том, что может стать причиной заикания, можно ли вылечить его во взрослом возрасте и какие нарушения в речи могут указать на проблемы со слухом или неврологические заболевания.

   
   

Заикание лечится у детей и взрослых

Ирина Евсюкова, «АиФ-Черноземье»: Почему люди начинают заикаться?

Ольга Жукова: Заикание – это патология речи, о которой известно с древности, но ее продолжают изучать. Существует много причин, по которым оно может возникнуть, но основных – четыре. Во-первых, наследственность. Раньше считалось, что эта патология не наследуется, сегодня ученые пришли к выводу, что такой фактор существует. Потом – физиология. Например, функциональное поражение мозга, различные травмы, в том числе внутриутробные, инфекционные заболевания. Третья – негативное влияние социума, ссоры в семье, перегибы в воспитании. Когда дети часто кричат, визжат, орут, они напрягают голосовые связки. И, наконец, психологические травмы - начиная от сильных эмоциональных потрясений и заканчивая просто информационной перенасыщенностью. Сегодня дети с малых лет сидят в гаджетах. Информации так много, что они не могут с ней справиться. Часто они кушают и тут же смотрят мультфильмы, все это возбуждает и перегружает нервную систему, и тогда может возникнуть дисфункция мозга и запинки в речи. Ребенок начинает что-то взахлеб рассказывать, запинаться, а потом эти запинки для него входят в норму.

Заикание чаще зарождается в детском возрасте. Причем, по статистике, у мальчиков шанс развития заикания в четыре раза больше, чем у девочек. По наблюдениям врачей, среди людей, проживающих в сельской местности, заикающихся меньше, потому что они находятся в более спокойной, размеренной среде. В мегаполисе детям, конечно, сложнее.

- Можно ли вылечить заикание?

- Взрослых, страдающих заиканием, насчитывают всего 1%. Это говорит о том, что заикание лечится. Если вовремя обратиться к специалистам, речь можно восстановить, сделать ее мелодичной, ритмичной.

   
   

Заниматься со специалистами нужно комплексно. Невролог выписывает медикаментозное сопровождение, психиатр назначает гипнотерапию или тренинги, психолог обучает находиться в социуме, общаться, принимать решения в стрессовой ситуации, логопед ставит мелодичную, ритмичную речь. Но при этой патологии часто бывают рецидивы. Если ребенок пользуется запинками длительное время, то начнутся мышечные спазмы, которые препятствуют мелодичности речи. Преодолеть эти спазмы помогает вокализация, напевание слов.

- Кому проще справиться с заиканием – детям или взрослым?

- Если взрослый человек начинает заикаться после травмы головного мозга или кровоизлияния в речевые центры, такая патология лечится легче, чем заикание, с которым человек живет с детства. Взрослые подходят к лечению более осознанно и с большей мотивацией, чем дети, для которых занятия с логопедом всегда проходят в форме игры. С детьми сложнее, так как часто бывает, что в кабинете логопеда у них все отлично получается, но в жизни они продолжают пользоваться привычными запинками. Взрослые могут контролировать этот момент. Если ребенок заикается, вся семья должна постоянно заниматься с ним по выбранной логопедом методике. Например, включать режим молчания, чтобы успокоить мышцы, шепотную речь, следить за дыханием.

Тревожные сигналы

- Какие проблемы с речью могут указать на неврологические заболевания?

- Речевых нарушений при неврологических заболеваниях насчитывают довольно много. Например, затруднение или невозможность произнести слово, недостаточная координация исполнительного аппарата речи – языка, голосовых связок, губ, неба – это признаки дизартрии, возникающей вследствие органического поражения центральной нервной системы.

Другая патология - афазия - может возникнуть в результате перенесённых травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Больной может понимать чужую речь, но сам не может выразить свои мысли, при этом сами функции исполнительного аппарата речи не нарушены. Существует и другой вид афазии – сенсорная, когда человек не понимает обращенную к нему речь. А при амнестической афазии больные не помнят названия предметов, хотя знают их назначение. Эти разграничения условны, различные виды афазии могут сочетаться друг с другом.

У маленьких деток могут диагностировать алалию – это очень сложное неврологическое заболевание, системное недоразвитие речи, которое возникает в доречевой период жизни. Такой ребенок может искажать слоговую структуру слова, у него бедный словарный запас и нарушенное звукопроизношение. При сенсорной алалии происходит непонимание чужой речи и недоразвитие моторной речи. Подозревать алалию нужно, если у ребенка в два с половиной-три года не сформирована выраженная речь. Здесь только логопед не справится, нужна неврологическая помощь. Это сложный дефект, но он исправляется серьезной работой на протяжении нескольких лет.

Сегодня очень много детей рождаются с перинатальной энцефалопатией – поражениями центральной нервной системы. Раньше мы встречали эту патологию намного реже. Причина кроется в стрессах, которые может испытывать мама во время беременности, плохой экологии и даже питании мамы. Если ребенку внутри утробы не хватает кислорода, это может повлиять на его здоровье при рождении.

- Вы сказали, что в три года у ребенка должна быть сформирована фразовая речь.

- Да, в три года ребенок уже должен употреблять 300-500 слов и уметь выстраивать предложения, употреблять предлоги. Если этого не происходит, нужно обратиться к логопеду. Он направит ребенка к невропатологу или сурдологу. Ведь нарушения в речи могут указывать, в том числе, и на проблемы со слухом. Сигналы к этому – если ребенок говорит в нос, использует усеченные слова, плохо передает мелодику слова, пропускает, заменяет или путает звуки, соединяет слоги из разных слов. Он воспроизводит слова не по звукам, а по зрительной артикуляции. Одной из причин этого могут быть аденоиды, которые препятствуют формированию фонемных рядов.

Вообще после двух лет жизни речевой аппарат ребенка уже сформирован: гортань, язык, горло, губы, органы артикуляции. В два с половиной года ребенок может еще не выговаривать какие-то звуки, менять их местами в словах, смягчать слова. Если окружающие его понимают, можно подождать до четырехлетнего возраста. Хотя раньше считалось, что в два с половиной года фразовая речь должна быть сформирована. Но в последние лет десять этот порог увеличился до трех лет.

- Какие тревожные сигналы должны указать родителям, что ребенка необходимо показать логопеду?

- Если вы чувствуете, что его речь отстает от сверстников, в ней отсутствуют предлоги, союзы, практически не использует глаголы, наречия и прилагательные. Если отмечается «смазанность» речи, невыразительность, невнятность, межзубное или хлюпающее произношение шипящих и свистящих, если голос тихий, слабый, глухой, ребенок говорит в нос.

Обратите внимание на темп и ритм речи. Если речь ускоренная, ребенок говорит взахлеб, это может привести к запинкам. Разговаривайте с ним спокойно, неторопливо. Иногда родители сами чересчур эмоциональны, они постоянно одергивают ребенка, повышают голос. Малыш возбуждается, нервничает, плачет, истерит, и все это сказывается на его речи. Если ребенок не выговаривает много звуков, также стоит обратиться к специалисту. Логопед обследует речь ребенка, разработает пути коррекции дефектов.

- Считается ли картавая речь патологией? Можно ли исправить произношение звука «р» во взрослом возрасте?

- Картавость, или ротацизм – это не патология, но и она приносит дискомфорт. Такие люди могут завуалировать неуверенность, даже бравировать этим. Особенно в подростковом возрасте. Этот дефект исправляется в детском возрасте очень легко, если за ним нет неврологической патологии. Но и во взрослом возрасте его тоже можно исправить. Сейчас очень много специалистов, которые работают со взрослыми пациентами. Конечно, это потребует больше усилий и времени, потому что придется отвыкнуть от уклада мышц, которым человек всю жизнь пользовался, и подключить те, которые раньше не работали.

Корректировать все дефекты речи необходимо до школы, чтобы избежать проблем письма и чтения. Тем более, в раннем возрасте мышцы эластичнее, поэтому исправить их легче. Родителям важно поддерживать ребенка в работе над преодолением речевых нарушений, мотивировать его, заниматься с ним. Это кропотливая работа, но вся речевая патология исправима. Вообще специальность логопеда – междисциплинарная. Она находится на стыке медицины, педагогики и психологии. Бывает сложно, но интересно.