– В 1986 году никто даже подумать не мог, что Турция станет туристической страной. Прошло 30 лет – и всё коренным образом изменилось. В Турцию ездят тысячи туристов, там неплохой сервис, в мусульманском государстве и к неверным стали по-другому относиться. Для многих стран и городов туризм – одна из главных строк дохода бюджета. Они живут за счёт туристов, – рассказывает Владислав Шелест, директор областного центра туризма.
Инвестиции в регион
Екатерина Апонина, АиФ - Курск: – Владислав Александрович, жители приморских городов «заточены» под туризм – всегда доброжелательные, гостеприимные. А у нас и дорогу иногда с трудом можно спросить. Мышление переделывать придётся?
Владислав Александрович: – Конечно, всё переделывать придётся. У нас тысячелетняя история, соответственно, есть тысячелетние традиции, есть объекты, которые являются жемчужинами России. Просто нужно менять подход к самим себе. Понятно, что на берегу моря поток туристов выше. И там конкретный спрос рождает предложение. Наша задача – стимулировать спрос на туристские предложения в Курской области.
Важно, чтобы власть, бизнес и люди, живущие на определённой территории, понимали, что туризм – это не социальная часть нашей жизни, а экономический вид деятельности, который способен привлекать инвестиции в регион. То есть основная цель туризма – экономическое развитие области.
– Конечная цель – чтобы мы стали одним из главных туристических центров Черноземья? Страны? Что мы хотим?
– Понятно, что конкурировать с Парижем, Золотым кольцом и Краснодарским краем мы на сегодняшний день не можем. Но есть много мест – то же большое Золотое кольцо, которое утверждено совсем недавно.
30 лет оно формируется и имеет уже свой имидж, своё лицо. Процессы в туризме долгие. Вклады здесь тоже большие. Но сформировать свою позицию, свою туристское лицо в ближайшие 15–20 лет возможно. Первая основная наша задача – развить внутренний сельский туризм, отдых выходного дня. Этот процесс в странах Европы движется постоянно.
Туризм в секрете
– Вы говорите, Курск – город с тысячелетней историей, но почему про это вспомнили, почему развивать туризм решили только сейчас?
– Нельзя сказать, что про туризм у нас вспомнили только сейчас. Туризм существовал всегда. В советское время он был очень хорошо развит. Просто турист поменялся – поменялись потребности жителей. В конце 80-х у нас был очень популярен грибной тур. Труженики заводов в субботу приходили на железнодорожный вокзал, и целая электричка (10–12 вагонов) везла их по грибным местам. Развивались простые пешие туристские маршруты, потому что не было возможности выехать куда-то далеко, а получить путёвку в Сочи было сложно. Также были доступны досуговые туры выходного дня. За них платили заводы и профсоюз. Туризм у нас всегда существовал. Но есть одна маленькая проблема. Мы в советское время были промышленным городом, в котором функционировало военное производство. А те города, где были военные предприятия, правительство СССР не особо хотело рекламировать. Было всё засекречено. Поэтому мы не особо позиционировали себя как туристский город. Хотя показать было что, и сейчас есть. Когда к нам родственники, друзья приезжают, мы им показываем местные достопримечательности – все довольны. А сами их не ценим: «Ну, Коренная пустынь, и что?». А в Санкт-Петербурге – вот Нева, вот церковь. То же самое, почти. Здесь вопрос в подходе и отношении.
Пока, к сожалению, местный курский турист ориентирован на выезд за пределы Курской области и России в целом. Наша основная задача – изменить мышление. Сейчас основной упор идёт на продвижение тура выходного дня. На два дня в Египет не слетаешь, а съездить куда-то по Курской области можно. Эту почву надо создавать. Самое главное, куряне должны понимать, что мы гостеприимные люди и готовы принять туристов.
«Объяснять не нужно»
– Каким вы видите внутреннего туриста?
– Я ориентирую наш туризм на возраст от 28 до 55 лет – самое платёжеспособное население. Скорее всего, средний класс. Потому что путешествия – не самый экономичный вид отдыха. Основные ставки у нас на паломнический и событийный туризм. Есть ряд мероприятий федерального масштаба, которые привлекают в Курск большое количество туристов из других регионов и даже других стран. В принципе, у нас статистика неплохая. В год мы принимаем порядка 150 тыс. иностранцев. В одном только крестном ходе с Курской Коренной иконой Божией Матери в среднем 330 тыс. человек участвуют. Курская Коренная ярмарка, Среднерусский экономический форум, «Соловьиная трель», Курская аномалия собирают людей. Нам, конечно, нужно более серьёзно подходить к вопросу инфраструктуры. Градостроительный план пока ещё не ориентирован на туристов. Есть проблемные зоны, территории.
– Простому жителю Курска или области зачем нужно развитие туризма?
– Жителю Курской области надо понимать, что туризм нам принесёт деньги. А в долгосрочной перспективе это способ сохранения наших традиций, их продвижения и формирования имиджа русских славянских традиций. Чем больше в мире будут знать о нашей Коренной пустыни, тем скорее она станет неким патриотическим объектом, воспитывающим поколения.
Постоянный поток туристов, возможно, даёт нагрузку на инфраструктуру, может быть, даже в какой-то определённый момент создаёт неудобства для жителей города. Но мы не можем, руководствуясь тем, что, например, сложно добраться до работы, отказаться от возможности заработать на этом. Я, допустим, категорический противник переноса кольцевых автогонок из центра города. Этот проект собирал регионы, деньги. Да, два дня было неудобно. Жителям центральных улиц города мешал шум под окнами. Все эти проблемы можно решить. Не нужно что-то объяснять. Нужно делать так, чтобы это было понятно жителям. Если проводим гонки, то мы до них и после них должны отремонтировать дорогу. Чтобы стало лучше, чем было. Тогда каждый житель Курска поймёт, зачем это нужно.
Смотрите также:
- Добро пожаловать в Россию. Есть ли замена Египту и Турции внутри страны? →
- Валерий Рудский: В чьих руках будущее культуры? →
- Внутренний туризм — для экстремалов →