Реформирование системы образования продолжается. Не первый год, со скрипом, но старая школа уходит в небытие. В прямом смысле. Их закрывают, объясняя это благими намерениями.
Выгоды от укрупнения
«Количество школ сократилось с 482 до 455, – отчиталась министр образования Наталия Бастрикова. – Благоприобретатели от укрупнения школ – учителя, ученики, родители, безусловно, директора и руководители управлений образования на местах. Для региона это выравнивание образовательных возможностей».
То, что руководители назвали выравниванием, жители сельских поселений, лишившиеся школ, считают борьбой с ними. Нет школы – нет села, и это самый скромный из аргументов против. Но закон суров, и в основе оптимизации стоят деньги. На одного ученика приходится семь учителей. На обучение каждого ребёнка выделяется 500–600 тысяч рублей в год. «Но при этом мы не можем обеспечить школьников современными компьютерами, в школах нет спортзалов», – прокомментировали в Доме Советов.
Сложилась парадоксальная ситуация: средства, выделяемые на обучение каждого ребёнка в малокомплектной школе, несоизмеримы с качеством образования, которое там получают. Деньги есть – знаний нет.
«Чиновников можно понять, – делится мнением эксперт Олег Нестеров. – С одной стороны, в пункте 4 статьи 99 Закона «Об образовании» записано, что нормативные затраты на получение детьми образования не должны зависеть от количества обучающихся, а с другой – тот же закон регламентирует нагрузку в 15 учеников на одного учителя в сельской школе».
И если учеников станет меньше, то придёт прокуратура и сделает неутешительные выводы о нарушении. По закону, малокомплектной признаётся школа с количеством учащихся менее 60, а таких в Курской области более 200, то есть две из трёх. Средняя наполняемость класса – шесть человек, средняя нагрузка на учителя – пять детей.
В нашем регионе почти идеальным стало решение создавать опорные школы – то самое укрупнение, о котором и говорила министр. Берут в районе самую большую и современную школу, «вливают» в неё деньги, обеспечивают стандарт образования со стадионом и школьными автобусами и переводят туда окрестных детей. Старые, порой дореволюционной постройки, школы ликвидируют. Но по факту эти процессы идут не последовательно, а параллельно.
«Гробят» намеренно
Макаровскую общеобразовательную школу в Курчатовском районе закрывали два раза. Она старая, основана в конце XIX века, но всем требованиям соответствует. Три года назад родители её отстояли, но недавно директора проводили на пенсию, а школу приговорили окончательно и, видимо, бесповоротно.
«Капитальный ремонт не проводился более 30 лет. В 2023 году выделили восемь тысяч рублей, родители и учителя делали ремонт своими силами, – пишут родители в коллективном обращении. – Сейчас в школе обучаются 40 человек, детский сад посещают 14 человек, это будущие ученики».
Родители считают, что школу «гробят» намеренно. Денег на ремонт не дают, посему здание признали аварийным. После закрытия предполагается возить детей на школьном автобусе в соседний посёлок мимо строящейся АЭС. Там же ходит тяжёлая строительная техника, поэтому родители считают трассу для детей опасной. Кроме того, в Макаровке сложный рельеф, и, по словам главы местной администрации, дороги зимой там невозможно расчистить оперативно. Школьный автобус встанет, и детям придётся идти к своим домам пешком более километра под гору по нечищеной дороге без тротуара и в темноте. Но логистические проблемы не волнуют чиновников от образования, они по другому ведомству. Школу закрыли, на очереди ещё 200.