Большая перемена в школьном образовании

   
   

– Каждый ученик должен получать свою долю аплодисментов. Чрезвычайно важно, чтобы дети в школе приобретали опыт успешной работы, были поставлены в такие ситуации, в которых ощущают радость от новых достижений. Не получается их иметь в математике, зато в спорте, других видах деятельности должны быть успехи и вслед за ними – аплодисменты. Об этом учителя должны помнить. И тогда на тех же уроках математики ученик будет чувствовать и действовать совсем по–другому. Испытанное чувство успеха заставит ребёнка стремиться к новым достижениям. Это отнюдь не стыдно – не знать на высоком уровне все школьные предметы. Стыдно ничем не интересоваться и ничего не делать, – уверена ректор Курского института непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования Галина Подчалимова. «АиФ–Курск» узнал у доктора педагогических наук, чему теперь будут учить в школе.

Воспитать Человека

Екатерина Апонина, АиФ-Черноземье: – Галина Николаевна, как в связи с вступлением в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» изменилось школьное преподавание?

Галина Подчалимова : – Прежде всего хочу подчеркнуть, что новый закон «Об образовании в Российской Федерации» ориентирует на общедоступность и качество школьного образования, требует от педагогов высокого мастерства в работе с разными категориями  детей, в том числе с девиантными подростками, с особо одарёнными школьниками, а также с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, с детьми–инвалидами. Законом предусмотрено введение новых школьных стандартов, сетевой формы реализации образовательных программ, применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, внедрение экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования… Словом, новшеств много. И все они направлены на системные изменения в школьном преподавании на деятельностной основе. Главной остаётся ориентация на воспитание Человека.

– Разве до введения закона эти задачи не ставились?

– Одна из характеристик новой системы образования – усиление воспитательной и практической направленности в работе с детьми. Так, в перспективе выпускник девятого класса должен не только сдать четыре экзамена в режиме ГИА, но и защитить индивидуальный проект. Проектная и учебно–исследовательская деятельность становится обязательной и в начальной, и в основной, и в старшей школе, способствует овладению школьниками целым рядом качеств, необходимых для будущей самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.

   
   

– Какие это качества?

– Школьнику нужно учиться самостоятельно ставить задачи и решать их, планировать свою учебную деятельность, а в дальнейшем и профессиональную карьеру. Сегодня, к глубокому сожалению, большинство родителей не могут похвастаться самостоятельностью своих детей. Не секрет, что взрослые в ситуации выбора часто навязывают свою позицию. Например, выбирают за ребёнка профессиональное учебное заведение, а порой за него и учатся, не задумываясь о том, что в будущем это может привести к неуверенности и неудачам не только в профессии, но и во взаимоотношениях с людьми, в семейной жизни.

– Какие ещё недостатки современных выпускников школ должен ликвидировать новый стандарт образования?

– Как сказал Дмитрий Иванович Менделеев, «давать знания необлагороженному человеку то же самое, что давать саблю сумасшедшему». Важно, чтобы школьники смогли увидеть в приобретаемых знаниях средство самопознания и саморазвития. Многое предстоит сделать в формировании общей культуры наших детей, начиная от гуманитарной и заканчивая культурой здоровьесбережения. Эта задача воспринимается особенно актуально в преддверии Года культуры в России.  Для педагога в этой ситуации важно не отступать от принципов единства обучения и воспитания, от заповедей гуманистической педагогики, личностно–ориентированного образования.

Волокита или инструмент?

– Все эти новшества порождают бумажную волокиту, на которую сегодня так жалуются учителя, справедливо отмечая, что они хотят работать с детьми, а не с бумагами…

–Я, конечно, против бумажной волокиты в образовании. Но есть «бумаги», которые необходимы и которые являются своего рода «педагогическим инструментом», помогающим учителю осознанно выстроить педагогический процесс. Рабочая программа, конспект урока для учителя так же необходимы, как и инструменты для любого профессионала. И сегодня эти инструменты меняются, требуя от педагога готовности взглянуть на свою работу с позиции достижения результатов не только в преподавании конкретного предмета, но и в развитии своих учеников, воспитании их достойными гражданами великой страны. Поэтому, работая с учителями, мы нацеливаем и их на постоянный профессиональный и личностный рост, на саморазвитие, чтобы идти в ногу со временем и опережать его. Кстати, и в работе с многочисленными бумагами это может пригодиться.

– Учитель должен быть интерес­ным, ярким, активным, творческим… Но не секрет ведь, что на педагогический факультет поступают разные абитуриенты…

– Совершенно очевидно, что система подготовки учителя должна меняться. Должна быть непрерывная система, в состав которой будет входить допрофессиональная подготовка. Не принимают же на худграф всех подряд только по баллам ЕГЭ – обязательно проводят творческий конкурс. Глубоко убеждена, что при поступлении на педагогический факультет должен быть творческий экзамен. Для того, чтобы учитель мог научить детей вышеназванным мною качествам, необходимо, чтобы он обладал ими сам. Это повод задуматься не только студентам педагогических вузов, но и нынешним действующим учителям.

В образовании всегда ключевой фигурой был учитель, работающий над собой, учитель–творец, которому небезразлична судьба каждого ученика: и очень талантливого, и менее талантливого. Быть современным учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика.

Смотрите также: