На прошедших выходных в подмосковном Звенигороде закончился 14–й Форум молодых писателей России, стран СНГ и ближнего Зарубежья. В этом году около 200 писателей представили для обсуждения свои лучшие произведения. Без курян на Форуме не обошлось. Так, Роман Рубанов уже в четвёртый раз побывал на культовом для писательской среды мероприятии.
Плюс ко всему, из Звенигорода Роман вернулся с первыми экземплярами своей дебютной книги «Соучастник», вышедшей в популярном московском литературном издательстве. «АиФ–Курск» решил поговорить с автором о литературном процессе и нелитературном Курске.
Дебют на семьдесят страниц
– Роман, расскажите немного о первой книге. Вообще, это важный для писателя опыт, с учётом того, что огромная часть литературы ушла в Интернет?
– Сейчас размылось понятие «читатель». В интернете есть – аудитория, тысячи людей, которые ставят лайки, комментируют почти каждое слово. В таких условиях для поэта важна живая публика, или достаточно того, что он имеет успех у публики виртуальной?
– Не совсем согласен. Понятие «читатель» в том смысле, в котором мы его понимаем – оно осталось. А те, кто ставит лайки, – они не читатели – юзеры, которым всё равно что читать. Хоть на заборе, хоть на стене в соцсетях. Понятие читатель подразумевает профессионализм. И, конечно же, для поэта важна живая публика, живые отклики а не мифические «лайки».
– Малые тиражи – это тенденция нашего времени или нормальная для большой литературы ситуация?
– Мне кажется, малые тиражи – это нормально. Нет в этом ничего страшного. Просто мы после 100 000 экземпляров, которые в основном пылились, перешли к нормальной адекватной оценке происходящего. Ну не купит сто тысяч человек Лермонтова. Не купит. Потому как не все любят его творчество, не всем он близок. Я просто привёл пример, на месте Михаила Юрьевича (кстати, с юбилеем его), мог быть любой поэт. Кто–то любит Пушкина, кто–то Боратынского... Вот и весь секрет. Не стоит разводить гигантизм. Пусть эту книгу в 500 экземпляров купит 400 человек, но они её действительно прочтут, а не бездумно отправят на полку.
– О чём должен говорить поэт в сегодняшнее непростое время?
– О чём говорить? Наверное, как и всегда – о времени, и о себе…
Молодые и не только
– В этом году на форум поехало как никогда много курян. В чём секрет?
– Да, действительно, в этом году на форум поехало четверо курян, и это отрадно. В чём секрет? Не знаю. Наверное, в том, что нам есть что сказать urbi et orbi (городу и миру. – Ред.). Конечно, это шутка, но всё же. Ребята поехали интересные. Хотя странно говорить «ребята», потому как в числе этих ребят был и я. Но сейчас я говорю не о себе, я говорю о своих коллегах, если хотите – братьях по оружию. Они талантливые поэты и драматурги. Наверное, в этом и кроется секрет – в таланте.
– Чем подобный «форумный» формат может помочь молодому литератору?
– Подобный формат, на мой взгляд, здорово помогает пишущему человеку взглянуть на себя со стороны. На самом деле весьма сложно посмотреть на своё произведение сторонним взглядом, глазами читателя. Вот тут–то и наступает момент, когда автору нужно и важно мнение коллег. Не читателей пока, нет, хотя и читатель тут немаловажен, но коллег, таких же как и он. Пусть они пишут иначе, пусть в другом стиле и формате, но объединяет их – любовь, любовь к творчеству, созиданию. Важную роль играют руководители мастер–классов. Они задают нужный вектор, дают возможность почувствовать себя уверенней. Пусть они не всегда говорят какие–то приятные вещи, а порой даже и обидные, но – они правы. Ведь обижают нас не люди, а наше самолюбие, гордыня. К тому же формат обсуждения – особенно для молодого «незасвеченного» автора – отличный повод войти в пишущий цех, обратить на себя внимание, получить возможность опубликоваться в серьёзном «толстом» литературном издании. Это очень важный и нужный опыт.
Курск нелитературный
– Как отреагировали на поездку местные власти и старшие коллеги по «цеху» из Союза писателей?
– Как отреагировали местные власти? Не знаю. Никак. Я по крайней мере не ощутил на себе их реакции. «Тишина стоит кругом. Тишина». Наверное, это тоже реакция. Как сказал Ключевский: «Высшая степень искусства говорить – умение молчать». Тем более что сейчас «проходит» Год культуры. Видимо, логичнее сказать – «Год культурного молчания» – такая популярная у чиновников акция. Старшие коллеги из Союза? Тут, как говорил нам на лекциях по науке и религии отец Роман Братчик, – давайте разберёмся с понятиями. Какие коллеги? Мне здорово помог Союз писателей Москвы – это да. И в издании книги, и во многих других вопросах. Спасибо им за это огромное. Они очень много делают для молодых авторов. Это ценно. Местные писатели в большинстве своём на контакт не выходят, живут в своём мирке. Они заслуженные люди, но живут и работают в литературе по старым лекалам и советским принципам, которые морально устарели.
– Почему Курск далёк от литературной жизни? Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?..
– Курск не далёк и не близок. Он вне литературной жизни. Такой «город N» из классической прозы. Каждому пишущему человеку нужно быть самому заинтересованным в первую очередь. Нужно любить и город, и искусство, и вот тогда, как в детской песенке, «наверняка вдруг запляшут облака». Но они пока не пляшут, видимо, в целях экономии. Мы пытаемся расшевеливать ситуацию: приглашаем интересных людей, устраиваем творческие вечера. Вот уже и сдвинулась ситуация с мёртвой точки, и это отрадно.
Смотрите также:
- «Читать отвыкли». Курский актер и писатель о том, кому сегодня нужны книги →
- Матвей Ганапольский: «Суд над Навальным меня возмущает» →
- Поэт Павел Проспектов: «Мою рифму нужно почувствовать» →