Степь да степь

   
   

Накануне курский заповедник имени Алёхина отметил своё восьмидесятилетие. Несмотря на зимнюю пору и праздничные мероприятия, работа в заповеднике идёт круглыми сутками: охрана и контроль за флорой и фауной нужны в любое время года. О предметах особой гордости заповедника и планах на будущее «АиФ–Курск» поговорил с Валентиной Сошниной, заместителем директора по экологическому просвещению Центрально–Чернозёмного государственного природного биосферного заповедника им. проф. В.В. Алёхина.

Пятнадцать минут по снежной трассе от знака «Курск», и мы оказываемся в заповедном уголке. «Заповедник – федеральная структура, мы принадлежим Министерству природных ресурсов, всего в России 103 заповедника и 45 национальных парков», – объясняет по дороге Валентина Петровна.

Заповедный – значит без инфраструктуры

– Валентина Петровна, работники заповедника проводят лекции, семинары, экскурсии… а какую ещё деятельность осуществляет Алёхинский заповедник?

досье
Валентина Сошнина. Заместитель директора по экологическому просвещению, старший научный сотрудник - миколог Центрально-Чернозёмного государственного природного биосферного заповедника им. проф. В.В. Алёхина. Стаж работы в заповеднике - 35 лет.
– Мы работаем по трём направлениям: природоохранное, научно–исследовательское и экологическое просвещение. А вот познавательный туризм в заповеднике имеет свои особенности из–за небольшой площади и необходимости строгой охраны. На центральной усадьбе заповедника нет туристической инфраструктуры: гостиницы, столовой, даже магазина нет. Гости из других стран и городов живут в гостинице в Курске и едут на заказном автобусе к нам. А увидеть можно  много чего интересного. По территории заповедника проходят две экологические тропы: «Стрелецкая степь» и «Заповедная дубрава». Это узкие дорожки, вьющиеся по степи, по которой друг за другом по одному человеку проходит группа экскурсантов, останавливаясь на точках осмотра для знакомства с редкими растениями, с различными режимами по сохранению степи (выпасаемый, косимый и абсолютно заповедный). Что касается научной работы, сотрудники заповедника до сих пор открывают новые виды и для заповедника Курской области, и даже неизвестные науке. Также мы изучали и составляли паспорта на региональные памятники природы (их было 58), которые упразднили в 2009 году и сейчас понемногу восстанавливают. Сотрудники заповедника принимали основное участие в создании первой Красной книги Курской области, которая, по закону, должна была быть переиздана в 2011 году, но не хватило на это средств.

– Изюминка экскурсии по заповеднику – половецкая каменная баба. Как она появилась в Курске, среди степи?

   
   

– Это подарок от Украинского степного заповедника во времена единой страны под названием Советский Союз: скульптура из красного гранита около полутора метров высотой. Курские археологи говорили, что её можно поставить в степи на фоне скифского кургана, потому что в нашем регионе стояли точно такие же с XI века. До революции одна сохранялась в усадьбе Томилиных, вторая хранится в Областном краеведческом музее. «Каменных баб» после революции почти не осталось. Из–за прочного материала их использовали в фундаменте домов, для обмолачивания зерна, делали из них даже корыта для стирки. Беспокоясь о том, что могут украсть, скульптуру весом полтонны закрепили бетоном. С половецкой бабой любят фотографироваться туристы, но сделать это можно только под присмотром экскурсовода.

– У Центрально–Чернозёмного заповедника шесть участков, разбросанных по территории области. Как идёт контроль за всеми территориями?

– «Размер Алёхинского заповедника – более пяти тысяч гектар, и расстояние до самого дальнего участка Баркаловка, расположенного в Горшеченском районе, 130 км. На каждом участке по два государственных инспектора по охране следят за порядком, обходя свои участки. В охране задействованы и мотоциклы, и снегоходы, и лодки, иногда легкомоторные самолёты. Самовольный вход на заповедную территорию является нарушением заповедного режима и грозит штрафом до 3000 рублей. Очень сложно обстоит дело с браконьерами, они выманивают кормом животных с территории и убивают их по факту за границей заповедника. Бывало, что на соседнем поле высыпают машину свёклы, и браконьеры стреляют в кабанов из «засидок». Они очень хорошо вооружены, ведь сейчас в городе 7 охотничьих магазинов. Лосиных семей на территории Алёхинского заповедника почти не осталось. Так как наш участок находится близко к городу, охотиться на заповедных зверей часто прибегают стаи бездомных собак.

В заповеднике в настоящее время известно более чем семь тысяч видов живых организмов. Мы постоянно проводим инвентаризацию, дополняем списки. Насекомых более 4 тысяч видов, одних бабочек 800 видов, более 200 видов пауков. Обитает даже среднерусский тарантул. 10 видов земноводных, 5 видов пресмыкающихся – среди них ядовитая гадюка степная, 226 видов птиц, 50 видов позвоночных, около 1000 видов грибов, 1300 видов растений. За год наши степи 12 раз меняют свои цвета (лиловый, жёлтый, голубой, фиолетовый, белый, кремовый, розовый, горчичный, синий, темно–вишнёвый, соломенный, бурый). На самом близком к городу участке – Стрелецком – располагаются административное здание, музей, экоцентр, хозяйственные постройки и жилые дома для сотрудников – получается маленький «академгородок». У заповедника в штате 68 сотрудников, пока сокращений не планируется.

Символ для России

– Какие меры принимает заповедник по сохранению известных во всём мире курских степей?

– Мы сохраняем нетронутые человеком целинные степи с коренной растительностью. За 80 лет получен опыт восстановления степей на не используемой человеком пашне. Учёные называют это «реставрацией» степей. Присоединённое после войны к Казацкому участку Дальнее поле самостоятельно восстановилось за 70 лет, сменяя множество стадий от сорняков до коренной растительности. А сейчас проводится эксперимент – как же с помощью человека пойдёт восстановление степи на бывших пахотных землях. Мы засеяли небольшую площадь пашни семенами степных растений, применив метод ботаников, используемый при реставрации растительности на Куликовом поле, где 8 сентября 1380 года произошло всем известное сражение. В описании сражения было сказано, что в это время серебрился ковыль, но почти все виды ковыля цветут и плодоносят (выбрасывают серебристые перья) в начале лета. Но случай пожара на Дальнем поле заповедника в августе показал нам, что ковыль после пожара может засеребриться осенью – растения могут зацвести не в свойственный им период. Наша пашня после посева на ней ковыля засеребрилась уже на следующий год, хотя ожидалось «цветение» на четвёртый год. Без помощи человека степь восстанавливается около семидесяти лет, а благодаря человеку степь может восстанавливаться в несколько раз быстрее, но в обоих случаях нужно, чтобы рядом был тот «банк» семян, откуда их возможно взять, – Стрелецкая и Казацкая степи, где на 1 кв. метре до 80 видов растений.

– Наряду со Стрелецкой степью, визитной карточкой области остаются соловей и курская антоновка. Остались ли они в регионе или это только символы?

– Соловьи поют в Курске уже много веков. Поющих самцов в черте города около пятисот – это очень много. Символом Курска для «Аллеи России» в Севастополе стал наш сорт яблок, курская антоновка. Но сейчас этот сорт трудно найти на территории области, потому что антоновские яблоки не такие сладкие, как новые выведенные сорта. Раньше ароматную антоновку традиционно везли в Москву к царскому двору и на рынки, где, как и курские соловьи, она очень была любима и ценилась знатоками, потому что для замачивания на зиму она самая лучшая, душистая и упругая. А сейчас молодёжь мочёные яблоки «не понимает». Мы голосовали за предложенные заповедником виды (адонис и пион), но куряне выбрали яблоню для проекта «Аллея России» – это очень патриотично. Главное, чтобы нашей яблоньке понравились условия нового местообитания и она прижилась бы на аллее в Севастополе.

Смотрите также: