Алкоголики и тунеядцы. К курянам возвращаются переименованные вытрезвители

Надежда Уварова / АиФ

Документ «О создании специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения» дошёл до практического воплощения.

   
   

К проблеме подошли основательно и придумали не только новое название с расширением круга полномочий, но и учли все детали, начиная от смет по оснащению оборудованием и мебелью и заканчивая штатным расписанием. Для финансирования деятельности «специализированной организации» планируется привлекать как бюджетные, так и внебюджетные средства. В год содержание одного такого заведения обойдётся в 18,9 млн рублей. Плюс к тому разовые вливания, необходимые для открытия. Слово «вытрезвитель» при этом не употребляется – оно осталось в прошлом.

Кто подберёт?

В Курске, как и по всей стране, медвытрезвители были ликвидированы в 2011 году. Борьбу с пьянством и его не самыми лучшими проявлениями переложили на плечи медиков. Они – плечи – для такой работы оказались хрупкими, бороться с пьяными выходками пациентов врачей никто не учил, да и им самим это было не нужно. Мало кто хотел пребывать в одной палате обычной больницы с гражданами навеселе.

Проблему эту поднимали много и часто. На региональном уровне вытрезвители почти вернули, но подвела законодательная база, точнее, её отсутствие.

Критики вновь вспомнили термин «карательная медицина», да и денег на подобные нововведения уже не было. Сейчас решение вроде бы нашлось, хотя, по мнению специалистов, это скорее компромисс.

«Возрождение вытрезвителей, конечно же, не панацея, – считает врач-нарколог Виктор Палагин. – Но кто будет подбирать пьяных прохожих, которые лежат прямо на улице? Страшно даже представить, сколько людей умерло от холода, потому что они заснули в мороз на лавочке, а к ним никто не подошёл и не предложил помощь».

Из своего кармана

Предвосхищая вопрос о том, почему государство должно брать на себя заботу о «перебравших» гражданах, акцент в проекте делают на частно-государственное партнёрство, то есть новые вытрезвители могут стать коммерческими структурами. Ночь пребывания в таком месте обойдётся примерно от полутора до двух тысяч рублей. Кстати, в советские времена «граждане алкоголики и тунеядцы» оплачивали своё нахождение в «трезвяках» тоже из своего кармана. Но тогда за этим следовало ещё и письмо на работу с требованием принять меры. Сейчас писем не будет, но ещё до запуска проекта появились сомнения в его эффективности как раз из-за коммерциализации.

«Частный вытрезвитель будет зарабатывать или как минимум самоокупаться, – делится мнением общественник Константин Евглевский. – По умолчанию получается, что главной задачей станет наполняемость заведения, а не профилактика пьянства. Не стоит также забывать, что употребление алкоголя преступлением не является. Кто и как будет определять степень опьянения, если это будут не медицинские и не полицейские учреждения?»

   
   

Но пока эксперты спорят о легитимности всей этой затеи, рядовые куряне, особенно имевшие опыт посещения вытрезвителей, рассуждают о том, где именно он будет находиться. Старое место на улице Литовской давно почило в Бозе, а новое, по мнению горожан, точно должно быть в центре города и с красивой вывеской. Чтобы было заметно издалека.

Справка

От алкоголя в России ежегодно умирает свыше 50 тыс. человек, из них от переохлаждения на улицах – 8–10 тысяч. По данным Росстата и МВД, только за девять месяцев прошлого года полиция выявила свыше миллиона пьяных, 180 тыс. из них не могли сами передвигаться. Наш регион исключением не является, с начала 2024 года от отравления спиртосодержащей продукцией умерло 63 курянина.