«Бельгийский» маршрут. Сколько стоил проезд в первом курском трамвае?

Ток по рельсам

В начале 1895 года курский губернатор дал поручение городскому голове обдумать вопрос пуска трамвая в Курске. Поступило два проекта. Инженер путей сообщения Иван Лихачев, представлявший Бельгийское анонимное общество, предложил провести трамвай по центральным улицам – Московской и Херсонской. Немец­кая фирма «Сименс и Гальске» разработала «запуск» по улице Мирной к Ямскому железнодорожному вокзалу. В Курске решили довериться бельгийцам, и 18 июля 1895 года городская Дума утвердила предварительный проект Лихачева и направила его губернатору.

   
   

Никто точно не знал причину такого решения. Одни считали, что в Бельгийском обществе был хоть один русский человек, поэтому ему и предоставили строить трамвай в Курске, другие называли иную причину – кто дал взятку больше, тот и получил это право.  Существует версия, что Лихачев был лично знаком с министром, который ему покровительствовал.  За два года предстояло выполнить большой объём работ: проложить пути, установить столбы и контактный провод, построить депо трамвая и мастерские, приобрести вагоны и прочее оборудование. Но самым сложным было решить вопрос с электростанцией. Дело в том, что в Курске ещё не было ни одной электролампочки.

Весной 1897 года началась прокладка путей на Московской и Херсонской улицах. Для строительства были созданы две артели – по одной для каждой улицы. Все работы по постройке лини велись исключительно вручную, с использованием тачек, телег, лопат и кирок. В июле 1896 г. были заказаны комплекты электрооборудования и 12 моторных вагонов с открытыми площадками. Закупленные вагоны были не новыми – сначала они продолжительный период эксплуатировались в Италии, затем, слегка «подкрашенные» были привезены в Нижний Новгород, и лишь после нескольких лет эксплуатации там, были приобретены Курском.

«На Херсонской улице была построена электрическая станция в здании с красивыми кирпичными фасадами, сложенными из красного лицевого кирпича и с высокой вытяжной трубой. Здание стояло рядом с металлической оградой Георгиевской церкви. Оно ещё издали выделялось среди других построек своей крутой двускатной крышей. От Херсонской улицы электростанцию отделял небольшой зелёный скверик, засаженный кленами и ограждённый чугунной художественной решёткой. К зданию станции от улицы был проложен кирпичный тротуар», –  пишет в своём исследовании кандидат исторических наук Илья Шпаков.

Город денег на строительство трамвая не выделял. Расходы шли за счёт Бельгийского общества и распространения облигаций займа.

Первый пуск

Торжественное открытие движения состоялось 30 апреля 1898 года. Все спешили на Красную площадь. Здесь на путях было выстроено несколь­ко вагонов, увитых лентами, украшенных флажками, шарами и цветами. В назна­ченное время на церемонию прибыли епископ Курский и Белгородский Лаврентий, губернатор, представители городских властей. Торжество открылось крестным ходом. Из Знаменского монастыря была вынесена икона Коренной Знаменской Богоматери. Курский Владыка освятил трамвай, а губернатор разрезал ленту.

   
   

В первые дни, особенно по вечерам, вагоны трамвая были переполнены пуб­ликой. Всем хотелось лично насладиться поездкой в новом, невиданном доселе виде транспорта. Люди восхищались мерным и плавным ходом. Вагоны вмещали до 48 пассажиров: 24 человека на лавках, ещё 10 могли стоять в вагоне и 14 на площадках. Передняя и задняя площадки моторных вагонов были совершенно открытыми. Водитель все время стоял на ногах.

Работа на этих вагонах была тяжёлой, изнурительной, требующей больших физических усилий для торможения, поэтому води­телями работали исключительно мужчины. Кондукторами тогда были тоже только мужчины. Не было электрического освещения, для этого использовались керосиновые лампы. Одну из них зажигал кондуктор и вывешивал внутри вагона, а вторую зажигал водитель и устанавливал на буфере. Если фонарь потухал, водителю надо было затормозить трамвай, зажечь фонарь вновь и тогда уже ехать дальше.

Проезд был достаточно дорогим – 8 копеек за проезд по всему маршруту и 5 копеек за полмаршрута.  Весь путь трамвай проходил за 25 минут. Прицепные вагоны использовались редко. В основном они пригодились в годы Русско–японской и Первой мировой войн, когда надо было перевозить раненых от городского вокзала железной дороги в госпитали. Для этого была даже сооружена ветка по улице Генеральной к вокзалу.

Старый Курск. Стрелецкая слобода Фото: Commons.wikimedia.org

Вагоны вместо баррикад

В июле 1918 года трамвай встал из–за нехватки топлива. К этому времени бельгийцы поняли, что нужно уезжать на родину. Собираясь, они хотели разобрать пути, снять провода, вынуть из ваго­нов моторы и отправить всё это домой, в Европу. Курские рабочие сумели тогда сохранить основное оборудование.  Ночью бельгийцы спешно покинули город.

1 октября 1924 года состоялось уже второе за историю курского трамвая открытие движения. Куряне не только восстановили трамвайное хозяйство, но и значительно его усовершенствовали: на электростанции были установлены дополнительные дизель–генераторы, и город получил электрический свет, вагоны были оборудованы электри­ческим освещением и прожекторами для освещения пути, их площадки были закрыты и остеклены, что значительно улучшило условия работы водителей.

С 1930 по 1935 годы трамвай перевёз 31 миллион пассажиров, пробег вагонов за это время составил три миллиона километров. В 1941 г. началось строительство крупных заводов: аккумуляторного, резинотехнических изделий, шпагатной фабрики. Предполагалось поступление нового подвижного состава, намечалось строительство новых линий, но всему этому помешала война. Многие работники трамвайного парка, несмотря на бронь, добровольно ушли на фронт. Тех, кого не брали в регулярную армию, вступали в народное ополчение. 

При обороне города вагоны пришлось использовать в качестве баррикад. В период окку­пации трамвай не работал. На территории Северного депо фашисты устро­или ремонтную базу своих танков, разобра­ли рельсовые пути от вокзала до Московских ворот и от площади Добролюбо­ва до Солянки. Часть рельсов была отправлена на переплавку в Германию. Уже через десять дней после освобождения города в Курске стали восстанавливать трамвайное движение. К работам привлекли пленных немцев. И вот 19 сентября 1943 года возобновилось трамвайное движение на участке от Хлебозавода до площади Добролюбова.

К первой годовщине освобождения был открыт маршрут «Вокзал – Кожзавод». Восстановление этой линии далось труднее, потому что вблизи вокзала было всё изрыто воронками от авиабомб и снаря­дов. Сеть электрического трамвая Курска – одна из первых, построенных в Российской империи. Трамвайная система охватывает почти все районы города и перевозит миллионы пассажиров в год.