Как с гуся вода. Почему ударившую курского педагога школьницу не наказали?

Некрасивая история произошла полгода назад, и только на днях суд принял решение. Но педагоги не спешат ставить в деле точку. По их мнению, это жирное многоточие. Ведь проблема не решена.

   
   

Вина доказана

29 сентября 2022 года в одной из школ Курска в классе на перемене между педагогом и школьницей произошёл конфликт, и девочка сумкой с книгами ударила учительницу по голове. Та расценила удар как весомый, поскольку «болевые ощущения она испытывала ещё несколько дней». Но главное, отметила потерпевшая, она испытала ещё и нравственные страдания, поскольку инцидент произошёл на глазах других детей, «что ставит под сомнение её авторитет в классе и может сформировать мнение о допустимости подобного поведения в отношении педагога».

Решение суда было ожидаемо предсказуемым. «Вина несовершеннолетней в причинении побоев педагогу полностью доказана, однако в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении школьницы по ст. 6.1.1 КоАП РФ было отказано, поскольку девочка не достигла возраста привлечения к административной ответственности», – прокомментировали в объединённой пресс-службе судебной системы Курской области.

В общем, это же дети. Теперь учительница просит взыскать с матери девочки компенсацию морального вреда в размере 100 тысяч рублей, но, по мнению юристов, перспектив практически нет. Максимум пять тысяч. Нынешние учителя фактически беззащитны перед детьми, которые могут быть очень жестоки.

«Педагог, работающий в классе один на один с учениками, находится в уязвимом положении, гораздо более уязвимом, чем ученики, – говорит правозащитник Александр Сухочев. – Нынешние дети много знают о своих правах, об их защите. Однако детей не учат уважать права другого человека, не учат тактичности, гуманному и вежливому обращению, физической неприкосновенности личности. Полагаю, в нынешней ситуации помогло бы введение видеозаписей занятий в школе. Поскольку класс – общественное место, то противозаконного в этом ничего нет».

Но пока защита учителей от действий учащихся ограничивается общественным порицанием, мер воздействия на малолетних хулиганов не имеется. А вот учитель уязвлён в своём праве защищаться, он даже сдачи дать не имеет права – ни словесно, ни физически, так как он взрослый и по закону обязан соблюдать нормы поведения.

Экстремальная профессия

Курские учителя, вне зависимости от «элитарности» школы, в большинстве своём так или иначе сталкивались если не с грубостью, то с провокациями со стороны школьников. Их мнение категорично – профессия учителя перешла в категорию не просто опасных, а даже экстремальных. Им нужен соответствующий статус.

   
   

«Педагогов нужно приравнять к сотрудникам правоохранительных органов, – считает общественник Владимир Овчаров. – Тогда выпады школьников на учителей можно будет считать нападением на сотрудника, находящегося при исполнении служебных обязанностей, со всеми вытекающими».

Как правило, все дискуссии на этот счёт упираются в то, что всё должно решаться на федеральном уровне. Но в таком подходе есть доля лукавства. Да, если речь идёт об уголовном законодательстве, менять его можно только в высших органах власти, тогда как административная ответственность вполне в региональной компетенции. В Курской области могут принять соответствующий нормативный акт, определяющий, какие действия в отношении педагога являются административным правонарушением и какое наказание за это полагается.

Могут, но не хотят. Пока тема даже не обсуждается. Учителя терпят или увольняются, а курские чиновники от образования, впрочем, как и в большинстве других краёв и областей, стоят на защите детей и их родителей. Разумное, доброе, вечное остаётся за скобками.