Сегодня взаимоотношения России и Украины переживают стадию военного противостояния, но даже в самое, казалось бы, благополучное советское время подчас возникали территориальные споры.
На их урегулирование порой уходили годы, и результат получался не самым удачным. Так, ровно 100 лет назад установление границ между «братскими» республиками повлекло за собой серьёзные разногласия. Конечно же, тогда речь на шла о политической подоплёке, но некоторые претензии нынешнего киевского режима к России во многом повторяют требования руководства советской Украины.
Этнографические особенности
Отгремела Гражданская война, страна налаживала мирную жизнь, строя её по новым, никому ранее не известным правилам. Никакой Украины до той поры не существовало, а малороссийская губерния была куда скромнее в своих границах.
Основой для «передела» стала новая национальная политика молодого советского государства, которое провозгласило право каждого народа на автономию. Руководители Украинской республики воспользовались этим правом сполна. Их аппетиты были куда более масштабными, чем у нынешней киевской власти. Несмотря на отданные под Украину девять российских губерний, а именно Донбасс, они требовали ещё и ещё.
Летом 1924 года специальная комиссия Президиума ЦИК СССР приступила к рассмотрению проекта партийно-государственного руководства Украины о передаче под власть Харькова, тогдашней столицы Украины, значительной части Курской и Воронежской губерний. Ссылаясь на большое число украинцев в Суджанском и Рыльском уездах, украинские национал-большевики претендовали на эту часть курских земель, а также входившие тогда в их состав Белгород, Грайворон и Путивль.
По первой всероссийской переписи населения 1897 года малороссийский язык являлся родным для без малого 48% жителей Суджи и 31% населения Рыльского уезда. По версии украинской стороны, из состава Курской губернии следовало передать УССР примерно половину территорий. Российское руководство на местах на украинские притязания отвечало однозначно. Курский губплан пришёл к выводу, что главной особенностью спорной пограничной территории является этнографическая чересполосность, что затрудняет решение вопроса о границах с национальной точки зрения. Русские сёла соседствовали с украинскими, но не перемешивались с ними, сохраняя самобытность. Такая же ситуация наблюдалась и на территории смежной с Курской губернией УССР. Отмечалось также, что по территории пограничной полосы население говорит на смешанном языке, переходном от украинского к русскому.
По экономическим признакам
Российская, а точнее курская сторона при установлении административной границы предложила, прежде всего, руководствоваться экономическими признаками. Надо отметить, что в этой дискуссии центр страны хранил молчание. 17 октября 1924 года в различные ведомства были разосланы специальные запросы о целесообразности передачи Украине части территории РСФСР. Некоторые из них, а именно Центросоюз, Наркомзем и Хлебопродукт, посчитали нецелесообразным передачу части территории РСФСР Украине, остальные уклонились от чёткого ответа.
Местные курские власти, рассматривая экономический фактор, дали ясный ответ: «Отторжение по проекту УССР почти половины Курской губернии нанесёт серьёзный ущерб общему хозяйству РСФСР».
Главной для губернии являлась сахарная промышленность. Также предполагалось развитие горного дела благодаря месторождениям белого мела и залеганию магнитной аномалии. Украинская сторона в проекте границы между республиками провела её чётко по залеганию магнитной руды, желая полностью забрать себе КМА. Кроме того, в случае переноса границы Курская губерния теряла более 50% сахарных заводов и более 64% занятых в отрасли рабочих. Она полностью лишалась меловой, керамической, крахмалопаточной, лесопильной, шерстяной, пеньковой промышленности. Значительный ущерб был бы нанесён торфяной, мукомольно-крупяной, винокуренной, масляной и кожевенной промышленности.
«Мы не можем экономически ослабить важнейший район, который имеет значение для всего Союза», — писал председатель комиссии по урегулированию границ Авель Енукидзе.
По проекту экономического районирования Госплана, производство сахара должно было стать экономической основой для всего Центрального Черноземья РСФСР. Отдавать Украине железную руду вообще не имелось никакого желания. И тогда курские власти «пошли в атаку». Используя логику самих украинцев, комиссия потребовала передачи в состав Курской губернии Новгород-Северского уезда, а также части Груховского и Кролевецкого уездов Черниговской губернии, мотивируя проживанием на этих территориях в большинстве своём русского населения.
Тогда Харьков подключил к дискуссии историков-академиков Михаила Грушевского и Дмитрия Багалея. Оба они настаивали на том, что в культурно-историческом плане юго-запад Курской губернии являлся частью Слободской Украины, центром которой был Харьков. А значит, данная часть Слобожанщины должна быть присоединена к Украинской ССР.
Половинчатое решение
После полугода дискуссий комиссия приняла украинский вариант раздела территорий. Делегация РСФСР опротестовала его, направив в Президиум ЦИК СССР собственный доклад по спорным вопросам.
«Отторгаемая, согласно решению комиссии, территория имеет население (сельского) 901 287 чел., из них украинцев 478 814 чел. (53%), великороссов 419 892 чел. (47%) и прочих 1581 чел., если мы сюда причислим городское население Белгорода... Путивля, Грайворона... то украинское население составит около половины», — говорилось в нём.
Партийные и государственные органы пограничных с Украиной областей ссылались на протесты населения против присоединения к УССР. На съездах, проходивших в конце 1924 года, отмечалось, что из-за проводимой до революции национальной политики украинское население ассимилировалось с русским. Более того, когда в указанных российских губерниях началась политика украинизации, местное украинское население отнеслось к ней отрицательно. Попытка ввести в школах преподавание на украинском языке провалилась: крестьяне отказывались отдавать туда детей, к тому же остро не хватало учителей, способных преподавать на этом языке.
С украинской стороны границы ситуация была похожей — многие не признавали себя украинцами. Попытка перевода делопроизводства и обучения на украинский язык не удалась из-за банальной нехватки специалистов. Чиновники столкнулись с проблемой: украинцы в РСФСР не только не знали украинского языка, но и не хотели его изучать. В итоге 23 января 1925 года комиссия ЦИК СССР по урегулированию границ между РСФСР, БССР и УССР приняла окончательную bf4 редакцию решения по вопросам о границах между УССР и РСФСР.
Украине передали часть территории Курской губернии — ряд волостей Путивльского уезда, Крениченскую волость Суджанского уезда, весь Грайворонский уезд, весь Белгородский уезд, ряд волостей Корочанского уезда и часть Ново-Оскольского уезда, а также Семёновскую волость Гомельской губернии, ряд сёл Севского уезда Брянской губернии, Валуйский уезд Воронежской губернии. Детали согласовывали ещё полгода. И вот 16 октября 1925-го председатель ЦИК СССР Михаил Калинин подписал соответствующее постановление. Оно совпало с решением комиссии, за исключением некоторых моментов: из Путивльского уезда Курской губернии дополнительно решено было передать Украине Пригородную, Ново-Гончарную, Ново-Слободскую, Шалыгинскую и Белочицкую волости.
Все участники, как бы сказали сейчас, «переговорного процесса» остались недовольны этим решением. Одни сочли, что отдали слишком много, другие — что взяли слишком мало. Ровно через 100 лет тогдашнее половинчатое решение обернулось трагедией.