Реформы неизбежны. Стоит ли передавать школы на региональный уровень?

Главная задача - не навредить образовательному процессу, считают депутаты. © / Курская областная дума

   
   

Посыл — позитивный

Проблем  у современных школ до сих пор остаётся немало. Это и обучение в две смены, и износ зданий (в области до сих пор ещё есть школы с печным отоплением), и строительство новых школ, и увеличение нагрузки на учителей, и невысокие зарплаты педагогов.

Но, пожалуй, самую бурную дискуссию Экспертного совета при областной Думе вызвало предложение Министерства образования и науки РФ перевести школы из ведения муниципалитетов в подчинение региональным властям. Реформа начнётся с пилотного проекта, в котором будут участвовать 16 регионов, в числе которых может оказаться и  Курская область. Соответствующее предложение  от министерства  уже поступило. Стоит ли его принимать?

 — Посыл у реформы, скорее всего, положительный: необходимо создавать единое государственное образовательное пространство с едиными программами, учебниками и требованиями, — прокомментировал инициативу председатель областной Думы Николай Жеребилов. —  Но по силам ли региональным властям эта ноша?  Не случится ли так, что, передав  школы в региональное управление, местные власти вообще откажутся участвовать в их жизни,  мотивируя своё поведение — «Вы же не наши!»?   Сегодня  третья часть бюджета области направлена на нужды образования. И этих  денег  всё равно не хватает.  На последнем заседании мы решали вопрос о дополнительном выделении 42 миллионов рублей для того, чтобы подготовить школы к учебному году.  И это при том, что муниципалитеты  оказывают школам в этом вопросе огромную помощь.  Та модель управления, которая сейчас осуществляется на территории Курской области, уже зарекомендовала себя, показала  свою эффективность. Стоит ли от неё отказываться? Это мы сегодня попытаемся выяснить вместе с нашими экспертами.

— Решение министерством ещё окончательно не принято, — пояснила председатель областного комитета образования и науки  Екатерина Харченко. — Поставлена задача обсудить эту проблему с привлечением общественности.   В любом изменении  есть плюсы и минусы. Централизация управления может позитивно сказаться на организации образовательного процесса,  высвободившиеся средства пойдут на укрепление материально-технической базы.

Революции никому не нужны

Безусловно, у предлагаемого подхода налицо ряд плюсов: это значительно удобнее с точки зрения управления сетью сельских школ, организации инфраструктуры, это ликвидирует двойную административную структуру управления.  Однако обратной стороной образовательной реформы может стать массовое слияние или исчезновению маленьких сельских школ. Кстати, как следует из доклада Е. Харченко, на сегодняшний день в 70 школах области учатся менее 25 человек, в 80 школах — менее 20 человек.  Встречаются школы, где всего 9 учеников.

— Закрытие школ на селе обернётся катастрофой, — считает депутат областной Думы Дмитрий Гурин. — Мы  пойдём  по пути вымывания сельской интеллигенции.  Нужно говорить не только о повышении качества  образования, но и о том, что  с нашими детьми будет после выхода из стен школы. Получив высшее образование, выпускники вузов не могут найти работу по профессии,  устраиваются официантами. Да и качество образования достигается порой  не столько усилиями учителей, сколько  дополнительными  занятиями с репетиторами.

   
   

Глава Солнцевского района Геннадий Енютин заметил, что сельские школы несут большую социальную нагрузку.

— Вокруг них организована вся  жизнь  на селе, — подчеркнул глава.  —  И я не хочу, чтобы дети из этих сёл попали в психологически некомфортные условия, вызванные  необходимостью ездить на учёбу в район. А что делать с учителями, которые потеряют работу? Кто позаботится о них?

Подытожил   выступления экспертов  председатель постоянного комитета Думы по образованию, науке, семейной и молодёжной политике Роман Чекед:

— Новая реформа потребует  внести  массу изменений в законодательную базу. Будет меняться документация, отчётность,  нарушится привычный ритм жизни школы. Мы должны понимать логику происходящего, для чего всё это делается. Нам говорят о создании единого  образовательного пространства. Но оно,  по сути, уже создано. Мы сегодня имеем единое требование по итоговой аттестации,  ЕГЭ, у нас унифицированы учебные планы и программы, появляются единые учебники. В регионе планомерно ведётся работа по модернизации образовательных учреждений, укреплению и обновлению учебно-материальной базы.  Нужны ли нам революции? Нет. Поставленные задачи  можно решить эволюционным путём.

Наверное, ни одна отрасль не переживала за последнее время столько реформ, сколько выпало на долю образования.  Все от них порядком устали и хотят стабильности. Вопрос передачи школ в госуправление  пока остаётся открытым. Решено  для его изучения создать рабочую группу.

Смотрите также: