Старинные забавы. С каких горок катались в XIX веке?

Круто падающие по склону улицы Курска были идеальным местом для катания на санках. © / Public Domain

Крутые спуски

В девятнадцатом веке на зимние праздничные дни в Курске на Красной площади устраивались катальные ледяные горки.  Многие ходили кататься на Апалькову гору - продолжение улицы Почтовой вниз до реки Кур. Ребята постарше заливали  эту гору из водоразборной колонки. Круто падающие по склону улицы Курска были идеальным местом для катания на санках. На улице Большевиков, где располагалась 4-я пожарная часть, в двадцатых годах прошлого века устраивалась гладкая и очень скользкая ледяная полоса.

   
   
В городском сквере нынешнего парка имени Первнр мая заливался каток. Фото: Public Domain

Вдоль всей улицы тогда проходила пожарная водопроводная магистраль, а на каждом перекрёстке были устроены водопроводные закрытые колонки. С приходом холодов пожарники протягивали длинные гибкие брандспойты, подключив их к кранам чугунных колонок, и послойно заливали срединную часть улицы от нынешней улицы Чехова до Верхней Луговой. Обычно днём на ледяной полосе катались маленькие дети. Ближе к вечеру на холодный лёд выходили подростки, юноши и девушки. Во время празднования масленицы к детворе присоединялась уже взрослая молодёжь. Катались и на обычных санях-розвальнях, задрав оглобли кверху или сняв их вовсе. Чтобы уселось побольше молодых пар, поперёк саней укладывали толстые доски и усаживались на их концы с обеих сторон для равновесия.

Влезть на «кобылки»

Многие ребята предпочитали прокатиться на «кобылках» - тяжёлых санях. «Кобылки» отличались от обычных санок-салазок тем, что их полозьями были толстые доски, скруглённые спереди и подбитые стальной полосой. Эти доски крепились с помощью кронштейнов к прочному настилу саней. Обычно на «кобылках» усаживались трое-четверо ребят. В отличие от легких салазок, они могли на ледяной наклонной дороге развить большую скорость.

После лихого спуска обратно в гору ехали на трамваях. Фото: Public Domain

После лихого спуска на «кобылках» вниз по улице Большевиков ребята не спеша тянули их наверх, а некоторые, из особо ленивых, шли на улицу Троцкого (ныне ул. Дзержинского), бесплатно ехали на трамвае до трамвайного депо на улице Выгонной (сейчас 50 лет Октября), а «кобылки» тем временем с лязгом тащились привязанные к  вагону. Кондукторы гоняли «зайцев», но, как правило, те благополучно доезжали до Херсонских шпилей или даже до трамвайного депо, шли по Выгонной улице до Большевиков, и оттуда вновь стартовали вниз. Такие же ледяные дорожки в двадцатые годы устраивались на улицах Ямская гора (сейчас это улица Перекальского), Красной Армии, Пионеров.

Коньки под музыку

В городском сквере на месте нынешнего парка имени Первого Мая заливался каток, куда стекались подростки и взрослые.

Ещё больший каток устраивался на Подвальной площади - сейчас это парк Героев Гражданской войны. Каждую зиму знаменитый курский изобретатель  Анатолий Уфимцев давал указание рабочим залить в обширном дворе своей усадьбы круглый каток для соседских ребят, с которыми с удовольствием катался сам. Во многих городских дворах куряне строили небольшие снежные горки, с которых на санках катались самые малые ребятишки.

   
   

В пятидесятые годы с первыми морозными днями на стадионе «Динамо» начинали послойно, день за днем, заливать водой футбольное поле. Готовились к катку заранее. На «полугоре» улицы Дзержинского к зимнему сезону открывалась специальная мастерская по заточке коньков. Каток работал постоянно. Каждый вечер молодёжь устремлялась к кассам, некоторые пытались перелезть через заборы со стороны частных домов на ул. Золотой или Ленина. Катание, в основном парное, сопровождала танцевальная музыка. В раздевалках можно было не только отдохнуть, но и выпить с мороза горячего сладкого чая.

Возможно, некоторым людям, привыкшим к горным лыжам и сноубордам, все эти катания с горок покажутся  наивными. Но и сейчас суровые и серьёзные взрослые с такой же детской радостью и большим удовольствием катаются с горок и бросают друг в друга снежками, как и много лет назад.