«Грязные» перевозки Транспортная реформа в Курске начинает буксовать

Общественный транспорт в областном центре перешёл на «брутто-контракты».

   
   

В переводе с итальянского «брутто» означает «грязный». Но на языке транспортных чиновников брутто-контракты – это такая модель организации пассажирских перевозок, при которой перевозчики перечисляют всю собранную с пассажиров выручку в бюджет города, а уже городская администрация оплачивает выполнение рейсов по маршрутам.

Заплатят за километры

Подсчитано: в нашем городе на брутто-контрактах перевозчики могут заработать около 20 миллиардов рублей. Не сразу. Недавно областное казённое учреждение «Центр транспортных услуг» опубликовало 25 аукционов на выполнение перевозок по 34 маршрутам Курска. Общая начальная цена контрактов составила 18,3 миллиарда рублей. Стоимость отдельных лотов варьируется от 126,8 миллиона до 2,66 миллиарда. Разброс объясняется количеством и протяжённостью маршрутов в каждом лоте.

Все контракты рассчитаны на семь лет. К работе по ним перевозчики должны приступить в зависимости от условий в июне-августе 2023 года, завершить – летом 2030-го. В прошлом году контракты на три маршрута на пять лет за 2,6 миллиарда отдали волгоградской компании – это те самые «Волгабасы». Кстати, по данным сайта «Картотека», и транспортная компания, и завод по производству автобусов имеют одних и тех же владельцев.

Областное правительство уже отчиталось об успешном старте реформы. Красивые автобусы на линии – чего ещё желать? Выросла стоимость проезда? Но, по словам чиновников, это процесс объективный. «Бюджет получает всю выручку от оплаты проезда, но он же полностью финансирует операторов», – прокомментировали в облправительстве.

Предполагается, что автобусы станут ходить точно по графику, и не будет «гонок» за пассажирами, которые часто становятся причинами ДТП. Ведь перевозчику начнут платить деньги за километры пробега, а не за количество людей. Тарифами займётся облправительство. После этого стоимость проезда моментально выросла.

Не нашлось желающих

«Вообще такая модель предполагает высокий уровень бюджетного обеспечения и организации перевозок именно со стороны чиновников, – говорит эксперт Анатолий Бойченко. – Чёткие интервалы можно установить, но это не отменяет пробок, а так как у водителей фиксированная зарплата, им невыгодны полные салоны».

   
   

У городов, работающих по брутто-контрактам, есть печальный опыт: водители просто не открывают двери на остановках. Ведь задача перевозчика – отработать километраж. Все схемы перевозок, собираемость и контроль обеспечивает заказчик, то есть обладминистрация. Именно в этом, по мнению экспертов, слабое место брутто-контрактов. Отсутствие единоначалия порождает бардак. Это стало одной из причин того, что в Белгороде отказались от брутто-контрактов, после чего тамошние транспортные чиновники переехали в Курск и вновь приступили к реализации забракованной модели.

Первые неприятные звонки начались весной. Горожане надолго запомнили историю с льготами и очередями в МФЦ, теперь в Доме Советов посетовали на безбилетников. Все новые автобусы и троллейбусы-электробусы оборудованы датчиками, автоматически подсчитывающими пассажиров. Набралось 3,9 миллиона человек. При этом оплатили проезд 3,4 миллиона. То есть полмиллиона курян – «зайцы».

«По предварительным расчётам, бюджету нанесен ущерб в размере более 13,8 миллиона рублей», – сообщил областной минтранс. Это может стать реальным основанием для очередного роста стоимости проезда. И громом среди ясного неба прозвучало заявление о том, что перевозить курян некому – ни один завод не вышел на конкурс по брутто-контрактам. Это произошло из-за того, что все предприятия испытывают трудности с комплектующими для автобусов. Планировалось, что 200 автобусов средней вместимости выйдут на маршруты уже этим летом. Теперь планы придётся корректировать, а проще говоря, переносить, менять и отменять.