Смертельная инъекция. Курские дети гибнут от «безобидного» лекарства

Человек без медицинского образования, который вводит себе или своим близким в домашних условиях лекарственный препарат, может нанести этим непоправимый вред. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

В начале ноября в Курске на улице Карла Маркса прошла траурная церемония. Здесь прощались с 10-летней школьницей. Девочка умерла от внутримышечного укола антибиотика, который ей сделала бабушка.

   
   

Произошедшее – настоящий шок для родных и близких, ведь юную курянку лечили от обычного простудного заболевания. В этот раз к доктору родственники обращаться не стали. 31 октября приобрели препарат, который врач назначал раньше при аналогичном заболевании – антибиотик «Цефтриаксон».

Откуда ампула?

До приезда «Скорой» ребёнка пытались привести в чувство, но прибывшие через несколько минут медики констатировали смерть девочки. Официальная причина гибели школьницы – анафилактический шок.

«Ребенку только 10 лет, мы потеряли единственную внучку, а мама с папой – единственную дочку. Помогите, разберитесь», – говорит бабушка погибшей Любовь Поламарчук.

Неужели в ампуле вместо лекарства, содержалось что–то другое? Случившаяся трагедия повергла в шок и руководство аптеки, в которой, со слов родных, приобретался препарат Цефтриаксон.

«Это антибиотик цефалоспоринового ряда, рецептурного отпуска, имеет много побочных эффектов. Первое – аллергический характер. Есть ограничения. Данный препарат должен назначаться врачом и вводиться врачом, – рассказала руководитель аптечной организации. – Мамой данной девочки было приобретено шесть упаковок «борисовского» лекарственного препарата (Произведённого на Борисовском заводе Медицинских Препаратов, – Ред.), сертификаты и документы качества были предоставлены в соответствующие органы. Но ребенку был введён препарат китайского производителя, совершенно не той серии, совершенно не та упаковка»!

   
   

Подчеркнём, что это – мнение аптечной организации. Как на самом деле складывались обстоятельства, выяснит следствие.

Время для следствия

«Установлено, что бабушка сделала укол девочке из–за того, что у девочки болело горло, у неё была ангина. Поэтому в целях лечения бабушка сделала инъекцию данного препарата», – пояснил старший следователь СО по ЦАО города Курска СУ СК РФ по Курской области Юрий Тарубаров.

Как считают эксперты, укол был сделан верно. Сейчас следователи выясняют все обстоятельства трагедии. Всё, что возможно, уже изъято из дома погибшей школьницы, обыски до сих пор проходят в аптечной организации.

«В настоящее время возбуждено уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности», – сообщил следователь.

Следствию предстоит установить, кто виноват в смерти школьницы. Действительно ли в аптеке могли продавать флаконы с ядовитым содержимым или родные перепутали ампулу с лекарством, введя тот препарат, который был в домашней аптечке, вместо вновь приобретённого. Так или иначе, реакция организма ребёнка на инъекцию оказалась непредсказуемой. Девочка мгновенно умерла. Кстати, этот летальный исход от укола антибиотика уже четвёртый за последнее время. По слухам, все случаи связаны именно с Цефтриаксоном, произведённым на различных предприятиях.

Ограничить смерти

На этом фоне активисты Общероссийского народного фронта вышли с новой инициативой: они предлагают изменить порядок торговли и лечения антибиотиками – отпускать такие препараты из аптек исключительно по рецепту врача и применять только под контролем медиков.

По словам общественников, эта идея начала обсуждаться после двух смертельных случаев в регионе. Любопытно, что в обоих случаях детей лечили дома, самостоятельно, и после применения таких препаратов и у мальчика, и у девочки началась аллергическая реакция. Все произошло насколько быстро, что помочь детям попросту не успели.

Кандидат медицинских наук, врач функциональной диагностики высшей категории Олег Хилько, комментируя ситуацию, напомнил, что такие лекарства могут вызывать аллергическую реакцию.

«Человек без медицинского образования, который вводит себе или своим близким в домашних условиях лекарственный препарат, может нанести этим непоправимый вред. Чтобы избежать этого, необходимо урегулировать отпуск в розницу антибактериальных препаратов, в том числе через интернет», – говорит врач.

Хилько подчеркнул, что примеры подобного ограничения продажи и применения лекарств уже есть в России: так, ранее свободно торговавшие кодеинсодержащими препаратами аптеки вынуждены теперь отпускать их строго по рецепту. Впрочем, смертельные случаи после уколов антибиотиков заставили активистов задуматься и о других проблемах отечественного фармацевтического рынка и медицины в целом. Так, эксперты напомнили и о зависимости от импортных препаратов, и о фальсификации лекарств, и о том, что зачастую к собственному здоровью и курсам лечения люди относятся не так уж ответственно.

Рынок аналогов

В частности, эксперты отметили, что, несмотря на стремительное развитие фармацевтического кластера в регионах, отечественный рынок остается заполненным так называемыми дженериками – аналогами брендированных медикаментов по более низким ценам, а процент фальсифицированных медпрепаратов, только по официальным данным, составляет 0,2%. Если же посчитать, что объем фармацевтического рынка в России в 2015 году превысил 1 триллион рублей, то и этот, казалось бы, мизерный показатель становится очень высоким.

Помимо этого, Олег Хилько уверен: помимо ограничения продажи антибиотиков, необходимо менять само отношение к ним. Ведь пока популярность этих препаратов обусловлена тем, что и врачи, и пациенты уверены – вылечиться быстро и наверняка без них не получится.

«Человек ради времени готов рисковать здоровьем. Так не должно быть. Необходимо менять культуру лечения и здоровьесбережения, – говорит Олег Хилько. – Начинать с детского сада и школы, менять подходы в преподавании в медицинских училищах и вузах, чтобы каждый знал – антибиотики не панацея».

Впрочем, инициатива об ограничении в продаже антибиотиков, по словам курских «фронтовиков», не должна так и остаться предложением.