Суджанское село Плёхово известно, прежде всего, тем, что здесь родился «Тимоня» — уникальный культурный феномен юга Курской области.
Село находится на реке Псёл, в 2,5 километрах от российско-украинской границы и в 93 километрах к юго-западу от Курска. Населения, по последний переписи, всего 581 человек.
«Тимоня» издавна была частью жизни плёховцев, ставшей культурным кодом этих мест. О том, что это такое, можно рассуждать бесконечно. «Это песня такая», — скажут люди, далёкие от музыки. «Это танец такой», — дополнит кто-то более посвящённый. И все будут правы. «Это музыкальный ритм, точнее лад», — уточнят специалисты, дополнив специфическими подробностями, где и как нужно притопнуть и прихлопнуть.
Придёт день
«Тимоня» давно считается нематериальным наследием. Созданный в Плёхово народный ансамбль так и назвали: «Тимоня». Он гастролировал по всему миру. Был в Нью-Йорке, ещё в 80-х объездил всю Европу, и везде принимали на ура.
Участники ансамбля всё готовили сами, чтобы было, как сейчас говорят, «аутентично». Например — кугиклы. Это такие тростниковые трубочки, сродни флейте. Инструмент исключительно женский. Мужчины играют на рожках и флейтах, а женщины на кугиклах. Камыш для них собирали раз в год, в самый сильный мороз в одном месте — на пересечении рек Суджа и Псёл. Собирали несколько дней, чтобы хватило на весь год.
Кугиклы — инструмент реликтовый, ему больше пяти веков, и то, как он дожил до наших дней, совершенно непонятно. Не иначе как чудо. Под аккомпанемент ансамбля кугикл, рожка, скрипки и балалайки в Плёхово исполняли свадебные, обрядовые и лирические песни — рекрутские, покосные, бурлацкие. Все они — отголоски истории этого края.
Сейчас село Плёхово разрушено полностью. Именно в боях за этот населённый пункт с лучшей стороны показали себя добровольцы из Кореи. Некогда тихое «открыточное» место ВСУ-шники превратили в укрепрайон. При отступлении его «зачистили», избавляясь от свидетелей своих преступлений. Кто-то из местных певуний успел выехать. Одну бабушку по имени Катя забрал сын, она теперь живёт в Подмосковье. Другая баба Катя сейчас в Курске. Есть ещё дядя Вова, он помоложе. Не пел в ансамбле, но делал инструменты. Он в Золотухино. Остальные, вероятно, погибли.
В Плёхово есть кладбище. Оно было среди деревьев, и у местных появилась присказка: «Все мы будем в тополях». А сейчас нет и тополей, порубило ракетами.
«Если ваши бабушки поют, обязательно это запишите, — призывает руководитель фольклорного ансамбля „Криница“ Евгений Шестопалов. — Песни ли, частушки. Даже просто для семьи. Потому что придёт день — и это кто-то расшифрует, а потом и возродит. Пока это не исчезло!»
Песня помогает
Фольклорный инструментальный ансамбль «Криница» был организован в 2010 году в Судже. Он состоит из преподавателей и студентов отделения сольного и хорового народного пения местного колледжа искусств. Руководитель коллектива — выпускник Суджанского колледжа искусств и Московского государственного института культуры Евгений Евгеньевич Шестопалов. Коллектив во многом семейный — Евгений, его жена Ирина, дочь Ариадна, Евгений — сын священника, отца Евгения, настоятеля суджанского Троицкого храма, где с 6 августа укрывались сотни местных жителей.
До вторжения ВСУ в Курскую область семья суджанцев Шестопаловых помогала фронту: все плели маскировочные сети и занимались гуманитарной помощью. Семья проживала в доме в центре Суджи, где теперь не осталось ни одного целого здания.
«У нас и до августа слышались разрывы в отдалении, но той ночью мы поняли, что летит слишком близко, — вспоминает Евгений Шестопалов. — Начался обстрел, появилось огромное количество дронов. А у нас в доме даже подвала не было, поэтому мы с тремя детьми прятались в ванной и молились. Насчитали 106 прилётов».
Чуть затихло — и они сразу же запрыгнули в машину.
«На выезде из города за нами полетели дроны — четыре штуки. Я проскочил первым, топил 200 км/ч, за нами были ещё две машины с мирными жителями. В них попали дроны. Я в зеркала видел, как люди горят. Мне это снится до сих пор: всё летит, мы бежим. Эти воспоминания нас никогда не покинут».
В Судже у Шестопаловых осталось всё. Дом, нажитое имущество, мастерская. Уезжали спешно, оставив около 30 уникальных курских традиционных костюмов и все инструменты. Частично восполнить утерянное удалось благодаря помощи фольклорных коллективов страны. Гусли коллеги прислали из Твери, рожки и дудки — из Самары, гудок и кугиклы — из Воронежа.
В Курске приняли решение собрать заново всё и всех. Слава Богу, коллектив ансамбля уцелел. Все живы. И все выступают. С первых же дней вторжения дают концерты и мастер-классы в ПВР.
«Нашему народу песня всегда помогала преодолевать трудности и выживать в любой ситуации», — говорит Ирина Шестопалова.
События августа вдохновили коллектив «Криницы» на создание уникальной концертной программы «Дорогами «Тимони», посвящённой всем исполнителям района. С этой программой артисты гастролируют по стране. Их принимали в Ярославле в областном Доме народного творчества, в Ивановском городском Дворце детского и юношеского творчества. Заключительный концерт прошёл в Доме культуры молодёжи города Владимира. Гастрольный тур организовали, чтобы познакомить зрителя Центральной России с инструментально-песенной традицией юга Курской области.
Недавно коллектив принял участие в фестивале семейных династий, национальной культуры, народного творчества и ремёсел «Вера. Надежда. Любовь». Форум прошёл в Суздале. Фестиваль посвятили Году защитника Отечества и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Помимо Шестопаловых, участниками стали делегации более чем из 30 регионов России.
Сами Шестопаловы исполнили на фестивале песню «Да по улице» и плясовую «Да за речками огни горят», а также инструментальный наигрыш юга Курской области «Бессередняя». Показали на форуме и «Тимоню», куда же без неё! А на гала-концерте выступили с карагодной песней села Плёхово «Ай, ковано-бушевано колясо». Семья Шестопаловых стала победителем фестиваля.
«Необычайной красоты музыка»
На днях 14-летняя Ариадна Шестопалова поделилась своей мечтой — она выложила пост, в котором рассказала, что хочет записать в профессиональной студии суджанскую народную песню и «прославить её на всю Россию». И моментально несколько курских студий записи предложили свою помощь. Записывать плёховские песни решили сразу с аранжировкой — чтобы их слушала и молодёжь. Откликнулся и губернатор. По его мнению, Ариадна могла бы стать представителем, лицом и голосом всего курского фольклора и суджанской песни. После встречи с музыкантами было принято решение о содействие в продвижении будущего альбома.
«Необычайной красоты музыка, которая позволяет услышать и почувствовать связь с предками и курской землёй в буквальном смысле! Приятный бонус — получил на память кугиклы, теперь буду учиться играть», — поделился эмоциями Александр Хинштейн.
Суджанские песни, состоящие из полусотни куплетов, могут звучать более двух часов. Ариадна вместе с родными порадовала участников встречи частушками и народными мелодиями. Вместе спланировали организацию гастролей с благотворительными концертами. И одна перспективная идея — Всероссийский фестиваль курской песни.
«Эту традицию, культуру, это нематериальное наследие мы не потеряем никогда. Через свою семью, своими песнями мы соединяемся со своей землёй своими корнями, которые нельзя забывать», — высказался руководитель фольклорного инструментального ансамбля «Криница» Евгений Шестопалов.