Недоступная среда. Почему Курск не приспособлен для инвалидов

Встреча проходила на нейтральной территории — в парке «Бородино». Дело в том, что врио губернатора не смог принять инвалидов-колясочников у себя — здание областной администрации для этого не приспособлено. Нет пандусов, коляска не входит в лифт, подъёмников тоже нет. Ранее и глава Курска не смог похвастаться доступной средой для инвалидов в своём офисе и тоже встречался с ними в другом месте.

   
   

Проблемы не решаются

«На данный момент в регионе насчитывается две тысячи инвалидов-колясочников, —  отчитывается администрация области. — С 2014 года реализуется государственная программа «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курской области».

За пять лет реализации программы на неё было направлено более 82 млн рублей.

«Это очень хорошо, — говорят инвалиды, — спасибо. Но явные проблемы не решаются».

Если присмотреться внимательней, то почти сразу замечаешь, что Курск абсолютно не приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья. Это и сложный ландшафт с сильными перепадами высот, и инфраструктура. 

Но, пожалуй, главная проблема для городских инвалидов — невозможность передвигаться по городу без посторонней помощи. В новостройках не работают подъёмники, хотя они там есть, однако закрыты на замок, и нужно вызывать специалиста из ЖЭУ.  Пандусы — отдельный разговор: либо они настолько круты, что по ним ни подняться, ни спуститься, либо заканчиваются порожком, либо упираются в стену. Даже после ремонта дорог въезды на тротуар остаются препятствием: буквально на днях курянин-колясочник на Перекальского не смог такой преодолеть и упал, едва не попав под колёса пазика.

   
   

Выбоины в асфальте, где застревают коляски, отсутствие оборудованного транспорта, неприспособленные въезды, невозможность попасть в слишком многие учреждения — повседневные проблемы курских инвалидов.

«Нам не доступны ни государственные, ни социальные учреждения, даже в большинство аптек не попасть, — жалуется инвалид-колясочник Николай Филимонов. — Можно сколько угодно говорить о доступной среде, но если я не могу выехать из подъезда, то какой в этом смысл? Ну, нет у нас возможности учиться, отдыхать, даже пожаловаться не можем — нельзя попасть в административные здания».

Как пример — находившийся неподалёку от места встречи ЗАГС тоже без пандусов. Его руководство быстро отрапортовало, что, дескать, здание старое, советское, тогда об инвалидах вообще не думали. Вот построят новый дворец — и всё будет. Когда-нибудь.

На карандаш

Кстати, накануне встречи сотрудники областной администрации обошли все офисы в районе парка «Бородино», опросив их работников на предмет доступной среды. От этого её больше не стало, но для отчёта сойдёт. Врио губернатора, понимая, что хвастаться особо нечем, также предпочёл говорить о будущем времени.

«Нужно будет встретиться с предпринимательским сообществом, — пообещал инвалидам Роман Старовойт. — Понимаю, что на это требуется определённый бюджет, но я уверен, что наши земляки услышат просьбы. Будем работать и с застройщиками. Необходимо создать реально работающую инфраструктуру для всех категорий».

Фактическим результатом встречи стало решение ввести должность уполномоченного представителя по правам инвалидов. Он, конечно же, нужен, но ведь и сейчас уже есть многочисленные социальные службы. Для себя «колясочники» решили, что если такой уполномоченный будет из их среды, тогда ещё можно на что-то рассчитывать, а если нет — значит, в бесчисленных структурах, заботящихся о курских инвалидах, появится ещё одно «тёплое» место.