В Курской области примеров настоящего семейного бизнеса, в котором участвуют и отцы, и дети, немало. В их числе — семья Костиковых из Железногорска.
Глава семьи Анатолий Николаевич Костиков всю жизнь «за баранкой», автомобили видит насквозь. И делом его жизни они стали осознанно. Когда-то, ещё в начале 1980-х, в Железногорске открывалась станция технического обслуживания, он пришёл туда по объявлению и остался навсегда. По его словам, очень любил руль, любил технику. Окончил монтажный техникум, энергетический институт, но всё равно машины не отпустили. А начавшаяся перестройка сама подтолкнула к предпринимательству.
С чего начиналось?
«Мне кажется, что всё это у меня не случайно, — вспоминает Анатолий Костиков. — Не каждому ведь это дано, многие совсем не представляют трудностей бизнеса. Забудешь, что такое выходные, забудешь, что такое больничный, что такое отпуска... Потому как в голове должна быть постоянно работа. Работал я на станции техобслуживания, предложили нам взять всю её в аренду. Такая тогда была приватизация «сверху». Мы предложение с энтузиазмом восприняли, народ потянулся к идее аренды с последующим выкупом. Хотя боялись поначалу: где брать запчасти, чем ремонтировать машины? Страх был, что всё пропадёт, централизации ведь не стало. Вертикальные связи разрушились, а горизонтальные ещё не наладились. Мы их и стали строить по своей инициативе. На одной машинёнке по базам ездили, собирали что где».
Сейчас оптовые склады, дилеры, машины каждый день катаются, развозят под заказ. А я начинал на болтиках и на гаечках. К сожалению, недолго этот процесс шёл, скоро всё закончилась. Станция была на территории большого предприятия, а оно начало разваливаться. И мы остались без света, тепла, воды, канализации... Какое-то время даже работали на буржуйках, дровами топили. Люди стали расходиться, и я, по сути, начал всё сначала. Поставил на рынке киоск по продаже запасных частей. Тогда построить свою станцию для меня было нереально. Начал с киоска, потом второй поставили, потом купили помещение побольше. С ларьков перебрались в помещение — бывший красный уголок.
Потихонечку народ к нам потянулся, я ведь специалист в этом деле, уже авторитет имел. Я знаю, что нужно автолюбителю. Тогда сложно было хорошие запчасти найти. Вот мы сейчас ругаем китайское, а тогда было кооператорское, ни ГОСТа, ни техусловий. Качество ужасное. А выбора-то не было.
В чём уникальность?
Решение предложить клиентам что-то уникальное пришло как-то само собой. Тогда продавцы в основном стремились торговать крупными деталями, дорогими запчастями, а Анатолий сделал ставку, как он сам говорит, «на мелочёвку». Автомобиль состоит из 5 тыс. частей, из них крупных немного, а всяких гаек, болтов и шайб — тысячи. Главной достопримечательностью его магазина стал стенд, на котором разместили весь автомобильный крепёж.
«Тогда ведь люди в основном на рынке всё покупали, но там с мелочами возиться не будут, им нужно крупные вещи продавать, — делится секретом Анатолий Николаевич. — Вот эта мелочёвка нас выручила, на ней мы сыграли и подтянули народ к себе. В автомобиле четыре амортизатора, а шайб, шайбочек, болтиков и гаек — не счесть. Этим мы и привлекли людей, и они к нам дорожку протоптали. Мои продавщицы говорят, что они не за прилавком стоят, а «работают со стендом».
О своих сотрудниках Анатолий Костиков говорит очень уважительно. Да и бизнес для него — это компания людей, а не он один. «Наш бизнес, наши сотрудники, наш коллектив». В торговле ведь как бывает: можно сколько угодно выстраивать схемы продаж, находить маркетинговые решения, но если за прилавком стоит некомпетентный человек — всё рухнет в одночасье. А конкуренция в небольшом Железногорске сумасшедшая, нужно сильно постараться, чтобы удержаться на высоте.
«Я тщательно подбираю людей. Долго присматриваюсь, справки навожу. У нас ведь как: я — руководитель, но если розетка сломалась, беру отвёртку и ремонтирую, ведь я энергетик по образования. И я не против того, чтобы родственники вместе работали. Когда муж и жена рядом, это даёт ответственность. У нас на зарплате сейчас 60 человек, а если с семьями — это несколько сотен. Я коллективом своим очень горжусь и понимаю, что в таком бизнесе всё решает коллектив».
Рядом с Анатолием Николаевичем его дети: дочь Наташа и четверо сыновей — Николай, Дмитрий, Иван, Андрей. Все вместе и все — разные. Сам глава семьи убеждён, что если бы не дети, не было бы у него и никакого бизнеса. Детей нужно было кормить, одевать, учить — это и заставляло двигаться.
«Они пока под моим контролем, дальше как Господь даст, — говорит Анатолий Николаевич. — Этот бизнес я детям не навязывал, они сами подтянулись. И не сразу они здесь осели. Коля в Москве поработал, Андрюша — в Питере, но вернулись, попросились в дело, я взял — работы всем хватит. Я их в этом решении не неволил. Нет среди них автомобилистов профессиональных. Права есть — и всё. Учились на общих основаниях у моих девчонок-продавцов. Сыновьям от меня больше всех достаётся, с них спрос особый, они потом будут руководителями. Я ведь уйду рано или поздно, я их на это настраиваю. Мне уже 66 лет. Пока я работаю, дело делаю, но вижу, что сыновья эту работу лучше выполняют. Они у меня разные. Ваня к стройке больше тянется, уже магазин построил, запустил, самостоятельно работает. Коля — больше по компьютерам. Он в Москве побыл, мы многое от этого освоили по иномаркам. Андрюшка — менеджер. Димка — больше по бумагам: отчёты, бухгалтерия, проверки, контроль. Я ими доволен. Да и семьёй своей доволен. У меня ведь уже 13 внуков».
В семейном бизнесе Костиковы предпочитают, что называется, держать иерархию.
«Я отвечаю за запчасти вазовского направления, — поясняет Дмитрий Костиков. — По образования я дорожник, специалист по дорожным машинам. С отцом я всю свою жизнь. Отец — начальник, мы — помощники. Доверия больше, не как в обычной организации, но решения принимает отец. Он главный. Здесь мы не спорим. Наши решения — они молодые и могут быть ошибочными, его — правильные, он в этом бизнесе всю жизнь. С братьями у нас разные направления, каждый отвечает за своё. И люди в подчинении разные, и вопросы бывают спорные, решаем вместе и приходим к общему».
Какой предел у роста?
Сами Костиковы считают, что сейчас они достигли высокого уровня в развитии своего бизнеса. Их знают, они справляются с задачами и вызовами, знают, куда и в чём нужно расти и совершенствоваться. С их точки зрения, оптимальная схема взаимоотношений с государством — «хорошие» кредиты.
«Конечно, для развития нужны кредиты, нас в этом здорово выручает Центр поддержки предпринимательства, — говорит глава семьи, — мы их услугами пользуемся шесть лет. Выгодные кредиты, короткие. Раньше на год, сейчас на два. Нам это подходит. Без кредитов нет развития. И проценты подъёмные, я помню, как раньше в банке было под 25–30%. Ставки по кредитам ставили нас в ступор. Доллар «скакал», каждый день мы переоценивали запчасти, в минус работали. Коллектив нервничал, ценники приходилось переписывать постоянно. Сейчас мы кредитуемся в Центре поддержки предпринимательства. Дали нам кредит на два года, мы исправно гасим, следующий берём. Требования выдерживаем. Это даёт возможность думать о будущем, о том, как и куда расти дальше. Сейчас нам дают кредит под 7%, и бумажной волокиты меньше. Процедуры все налажены, мы с района едем, нас ждут, документы готовы, это очень удобно и правильно».
Сыновья учатся, Центр поддержки предпринимательства отвечает на любые вопросы, связанные с организацией и развитием бизнеса. Для людей занятых такие занятия и семинары — подспорье существенное, знания прикладываются к опыту. Тем более что самое главное решение четыре сына Анатолия Костикова уже приняли. Ответ на вопрос о том, стал ли автомобильный бизнес делом жизни для его сыновей, Анатолий Николаевич Костиков даёт моментально: «Да, это наше, это моё дело».
Реклама
Смотрите также:
- В поисках свободы. Как кардинально изменить жизнь, ничего не теряя →
- Светлана Фатеева: "Не потерять себя" →
- Парадоксы нашего интеллекта →