Политический тетрис. Как сложилась система курской власти после выборов?

   
   

О результатах кампании и новых вызовах, которые стоят перед региональными депутатами, мы поговорили с доктором политических наук Владимиром Слатиновым.

Неновая кровь

– Владимир Борисович, прошедшие выборы чем–нибудь удивили, или результат для вас оказался ожидаемым?

досье
Владимир СЛАТИНОВ. Родился в 1972 году. В 1994 г. окончил исторический факультет Курского государственного педагогического университета. В 1997 г. окончил аспирантуру в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. В настоящее время - профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Женат.
– В целом вполне ожидаемы. Достаточно посмотреть мои прогнозы, что публиковались в разных изданиях – цифры по «Единой России», КПРФ и «Справедливой России» на выборах в облдуму совпали с прогнозными, на выборах в Госдуму у левой парламентской оппозиции они оказались ниже из–за эффекта спойлеров – в списке были «Коммунисты России» и «Российская партия пенсионеров за справедливость» – они оттянули у КПРФ и «Справедливой России» голоса. Кроме того, те и другие вели в целом вялую кампанию. Их желание выглядеть оппозицией и не обидеть власть, особенно региональную, было слишком заметно. Поэтому критически настроенный избиратель в значительной своей массе вовсе не пошёл на выборы, не видя альтернативы. Из тех же, кто пришёл, многие проголосовали за ЛДПР – которая, с одной стороны органична для сегодняшнего «патриотического консенсуса», а с другой – выглядела как реальная, а не фейковая оппозиция, критикующая региональную власть. Прошедшие выборы ЛДПР может однозначно записать в свой актив как большой успех.

– Как вы можете охарактеризовать новый региональный парламент? Согласны с тем, что его уже назвали «олигархическим»?

– «Партия власти» в новом составе облдумы ещё более укрепилась. В пользу сыграла пониженная явка и эффективная мобилизация лояльного электората – на, в общем–то, простых, но понятных провластному избирателю идеях. Кроме того, праймериз при всех недостатках этой процедуры привлекли внимание граждан и способствовали отбору тех, кто был готов победить, особенно в округах, где для победы требуются приличные ресурсы. Отсюда – экспансия бизнесменов, которой «партия власти», надо прямо сказать, не сопротивлялась. В результате «олигархичность» новой облдумы возросла. В каком–то смысле это тренд – аналогичная ситуация почти во всех соседних регионах: областные парламенты всё сильнее напоминают «партхозактив» советских времён с поправкой на наши реалии. Позитивный момент здесь в том, что эти люди (бизнесмены) довольно компетентны с точки зрения, скажем, совершенствования инвестиционного климата в регионе, выработки промышленной политики и тому подобного. Но они не будут перечить исполнительной власти, когда это необходимо, им, как бы сказать покоррект­ней, не до «мелочей» вроде вырубки Шуклинки, плохого отопления города в зимний период или отмененного поезда «Ласточка». Проблемы простых людей этих статусных господ не особо интересуют.

Все по местам

– Какие вызовы, на ваш взгляд, стоят перед депутатами нового созыва?

   
   

– Главное – социально–экономический кризис. Хоть область и показывает небольшой рост экономики, проблемы снижения покупательной способности, платёжеспособного спроса населения, выполнения финансовых обязательств регионального и муниципального бюджетов очень остры. Региону, добившемуся весьма убедительных успехов в аграрном секторе, теперь нужно напирать на промышленную политику, успехи в которой есть, но они локальны. Причём делать это придётся в условиях уменьшающихся ресурсов. Значит, нужны новые инвестиционные стратегии, еще более благоприятный бизнес–климат. Важно продолжить перестройку системы образования в регионе, сильнее адаптировать её к рынку труда, улучшить качество медицинской помощи и состояние больниц. Всё сильнее заявляет о себе экология – скажем, состояние рек в области, требующее серьёзных усилий по их чистке и поддержанию в должном порядке. Рост городов обостряет вопросы о принятии взвешенных решений в части использования земли и сохранения лесов. Здесь нужно, не распугивая инвесторов, не давать природу в обиду. Надо обеспечить мобильность трудовых ресурсов в регионе и не дать на фоне кризиса скукожиться малому и среднему бизнесу.

– Как сильно изменится в регионе политическая ситуация, ждать ли новых кадровых перестановок?

– Результаты голосования фактически могут рассматриваться как поддержка региональной власти значительной частью населения. Говорю «значительной», потому что явка в 47%, конечно, оставила вопросы – по факту мы имеем федеральный и региональный парламенты, избранные меньшинством. Но большинство пришедших на выборы одобрили нынешний политический курс. Так что ожидать крупных изменений на региональном уровне, думаю, не стоит. Областная власть считает, что создала работающий управленческий механизм, в том числе в кадровом плане. Но запрос на обновление власти у населения есть, и он будет усиливаться. Кстати, состав облдумы обновился процентов на сорок. В следующем году у нас выборы Курского горсобрания, и необходимо подумать о серьёзной кадровой перезагрузке руководства областного центра в представительной и исполнительной власти – городу нужна «свежая кровь» и новые подходы к управлению.

Смотрите также: