Курянка Светлана Козина на протяжении пяти лет организовывает обеды для бездомных людей и помогает мамам-одиночкам, оказавшимся без работы, денег, жилья. В 2019 году Светлана получила престижную награду – «Золотую Антоновку» в номинации «Милосердие и волонтёрство».
О том, почему она, будучи мамой в декрете, занялась благотворительностью, почему люди оказываются на улице и чем может быть опасна помощь бездомным, Светлана рассказала «АиФ-Черноземье».
«Так и не смогла бросить»
Татьяна Пашина: Светлана, расскажите, с чего началась ваша благотворительная деятельность? Когда вы провели первый обед для бездомных?
Светлана Козина: Помогать людям я старалась со студенчества. Это, наверное, гены. Мой папа такой. Он вечно приводил домой каких-нибудь заблудившихся или отставших от поезда людей. Или какая-то беда у человека, он расстроен, плачет на улице, папа мимо не пройдет. Очень отзывчивый и добрый. И мне это передалось. А первый благотворительный обед в Курске проводила не я. В социальной сети наткнулась на объявление о сборе продуктов для бесплатного обеда. Стало интересно. Приехав в назначенное время, я увидела, как девушки-волонтеры раздают еду. Они ее сами приготовили специально для бездомных. Всем порций не хватило. Мужчины чуть не подрались за тарелку. Тогда я предложила свою помощь и сначала на каком-то энтузиазме ездила каждое воскресенье. Думала - до зимы, а потом перестану этим заниматься. Но так и не смогла бросить. Там же люди. Для большинства из них эти обеды – единственная возможность поесть нормальной горячей пищи и пережить еще один день. Волонтеры, которые изначально это организовали, постепенно все забросили, организация осталась на мне. К сегодняшнему дню мы провели 295 обедов.
- Кто приходит на ваши обеды? Только бездомные или малоимущие тоже?
- В основном, бездомные. Иногда бывает, что могут прийти одинокие пенсионеры, у которых небольшая пенсия. За коммуналку заплатят, а на еду особо не остается ничего. Но в основном это люди без определенного места жительства. А малоимущим и многодетным семьям, мамам-одиночкам, родителям с детьми-инвалидами, выпускникам детских домов мы стараемся оказывать адресную помощь. Организовываем для них сборы продуктов, одежды, лекарств через соцсети. И очень много людей отзывается, помогают, что не может не радовать. При необходимости собираем деньги семьям.
«Мужчины очень быстро спиваются и оказываются на улице»
- Почему люди оказываются на улице чаще всего?
- Обман с недвижимостью, как правило. И чаще обманывают не риелторы, хотя такое тоже бывает, а родственники. Братья с сестрами делят наследство, обманным путем завладевают имуществом, и кто-то оказывается на улице. И еще часто такое встречается – мужья, жены выгоняют. Человек думает, что встретил свою любовь, доверяется, а его так обирают, квартиры переписывают на себя. Очень мало тех, кто потом может оправиться от такого предательства. Это больше всего касается мужчин. Женщины более устойчивы психологически. Они находят в себе силы продолжать жить. А мужчины очень быстро спиваются и оказываются на улице. И наша помощь – это не только тарелку супа дать. У каждого человека своя история, и нужно выяснить, что его привело сюда? Какая помощь ему действительно нужна?
- Как помочь человеку, который оказался «на дне»? Что можно сделать?
- Во-первых, должно быть желание человека что-то изменить. Он должен показать свою заинтересованность. Часто к нам на обеды приходят люди и говорят: «Я потерял паспорт, дайте мне, пожалуйста, полторы тысячи, мне нужно восстановить его». Поначалу мы кидались в омут с головой, помогали всем без разбора, восстанавливали человеку паспорт, давали деньги. А потом тот же человек спустя месяц приходил к нам нетрезвый, опять без документа и снова просил денег.
А бывает, бездомный уже пенсионного возраста, и нужно восстановить документы, чтобы потом определить его в дом престарелых. Тогда, безусловно, мы поможем. Сейчас я стала более обдуманно поступать. Мы можем помочь вернуться к нормальной жизни, устроить на работу. Но для этого человек должен прийти на благотворительный обед трезвым, чтобы мы видели, что он сам хочет выбраться из своего состояния. Есть организации, которые готовы предложить вакансии бездомным, есть семьи, где требуются помощники по хозяйству за определенную плату. Каждый день к нам поступают звонки с такими предложениями. Когда мы помогаем трудоустроиться человеку с улицы, мы за собой оставляем право проследить за его дальнейшей судьбой. Говорим работодателю, что будем приезжать, смотреть. Потому что и в наше время есть трудовое рабство. Цыгане часто увозят бездомных в другие регионы попрошайничать или работать, ничего им не платят и еще больше спаивают. На одном из обедов девочкам-волонтерам пришлось даже отбивать наших подопечных от цыган. Они пытались утащить к себе парня. Сейчас у нас на обедах дежурит полиция.
- Много ли человек за время вашего опыта в благотворительности вернулись к нормальной жизни?
- Можно пересчитать по пальцам одной руки. Но это уже большое достижение, когда человек с улицы смог побороть болезнь – алкоголизм, смог взять себя в руки, не просто устроиться на работу, но и не бросить ее. Потому каждый благотворительный обед начинается со слов «Мы вам поможем, если вы сами захотите».
- А если не бросает, сколько бездомный проживет на улице?
- Немного. Несколько лет от силы. Многих из тех, кто начинал к нам ходить на обеды пять лет назад, уже нет.
«Необходимо помогать людям»
- К вам постоянно обращаются за помощью люди, вы в контакте с бездомными. Но у вас же есть муж, сын. Как ваша семья относится к благотворительности? У вас есть время на своих близких?
- Конечно, на свою семью у меня не так много времени, как хотелось бы. Но все относятся с пониманием. Мой муж поддерживает меня во всем.
Я уже не могу без благотворительности. Я общаюсь со своими волонтерами, мы как семья. Я на связи с подопечными по 12 часов в сутки и больше. Каждый год планирую отпуск со своей семьей на море. Но как только наступает лето, думаю: «А как же обеды?». Сына с собой брала несколько раз на них, привлекаю его к благотворительности.
Была история с бездомным Владимиром, он не пил, как выяснилось, был болен онкологией, последняя стадия. Его нашли в канализации. Когда мне позвонили и сказали, что нужна помощь, я, не раздумывая, поехала. И только в машине опомнилась: «Света, что ты делаешь? Незнакомый мужчина везет тебя ночью в лес, да еще и под какой-то люк предлагает залезть». Но мужчина действительно хотел помочь. И у нас получилось. Добились, чтобы Владимира разместили в хосписе. И хотя бы последние дни он провел по-человечески, а не в канализации. Я считаю, необходимо помогать людям. И когда ты видишь, что это не бесполезно, это придает силы. Даже если спасаешь одного из ста, значит, все не зря.