Подлежит ликвидации. Почему в курской деревне Леоновка закрывают школу

Школа в Леоновке – не просто учебное заведение, для местных жителей – это место притяжения, место силы. Двухэтажное здание было построено в 1900 году, в 1969-м стараниями председателя колхоза его расширили, перестроили. Сейчас школа вполне современна, имеет оснащённые классы, компьютеры, спортзал с тренажёрами и теннисным кортом, столовую, музей и библиотеку на 1,5 тысячи книг. Но всё это в одночасье оказалось никому не нужным.

   
   

Просто грех

Районные власти объявили, что Леоновская общеобразовательная школа «подлежит ликвидации» как малокомплектная.

«Это событие неизбежно. Губернатор при посещении района говорил, что маленькие школы будут закрываться. Что решило население, никакого значения не имеет», – вот цитаты из протокола, который жителям Леоновки просто положили на стол. Но не тут-то было! Люди решили, что имеют право на голос. 

 «У нас многодетная семья, в этом году третий ребёнок идёт в первый класс, – говорит местная жительница Татьяна Говорова. – Получается, дети накладны для государства… Вы закрываете то, что строилось нашими людьми».

Парадокс в том, что сами инициаторы закрытия нареканий к школе не имеют. По словам замглавы района Ольги Нескородевой, никаких претензий к работе коллектива и техническому состоянию учебного заведения нет, но закрыть его нужно из экономии. На вопрос, как будут трудоустроены работники, последовал ответ: всё, что можно предложить, – это 0,25 ставки сопровождающего детей в автобусе, и если разрешат открыть ставку посудомойки, то будет устроен один работник столовой. Сама школа закрывается на замок, а так как никакой охраны не преду­смотрено, она превращается в источник бесплатных стройматериалов. Примерно по такой же схеме ранее в деревне закрыли почту и медпункт.

«Жители села строили школу своими руками, после ликвидации здание сразу же разграбят, и оно зарастёт бурьяном, – переживает директор школы Александр Кононов. – Это очень больно. Лучше бы не отнимали у жителей последнее».

   
   

«У нас одна школа для людей только и осталась. Скорую помощь оказываем друг другу, кто как может. Каждое утро проходя мимо своей брошенной школы, дети вырастут с уверенностью, что нужно уезжать из родного села. Уедут все, а старики помрут. Вы не оставляете деревне ни одного шанса на выживание», – сокрушаются жители Леоновки.

Пустое место

Понятие «малокомплектная школа» достаточно расплывчато. По федеральному закону, к таковым относятся любые учебные заведения с численностью учащихся менее 300 и со смешанными, разновозрастными классами. Но таких в курских сёлах – половина, и они работают. Предвидя печальный финал даже не для школы, где сейчас меньше 30 человек, а для всей деревни, леоновцы неожиданно для себя нашли союзника в лице известного российского литератора и общественного деятеля Сергея Шаргунова. Он сразу же понял, что нельзя приговаривать школу, исходя из одной только экономической целесообразности.

«Похоже, на карте страны скоро появится ещё одно пустое место, – обратился в соцсетях к властям региона писатель Сергей Шаргунов. – Все те несколько сотен жителей, которые тут есть, умоляют о пощаде. Со слезами. От колхоза остались руины, медпункт и почта закрыты, а теперь хотят уничтожить школу, и, значит, умрёт Леоновка. Неужели в богатейшей стране нет возможности остановить позорный и наглый каток «ликвидации»?»

Редакция «АиФ-Черноземье» в Курске подготовила запросы в районную администрацию и в региональный комитет образования.