По данным Роспотребнадзора, от нападения безнадзорных животных в Курской области в прошлом году пострадали 3022 человека.
В реальности таковых гораздо больше, так как в сводки попадают только при обращении за медицинской помощью. Но даже официальная статистика удручает, к тому же 33 процента пострадавших – дети.
Кого наказывать?
Бродячих собак ловят, и делают это чаще, чем в былые годы. Вакханалия с борьбой отдельно взятых фирм за госконтракт на отлов прошла, полномочия передали в местные органы власти, в областном центре – это округа. Ситуация вроде бы нормализовалась. В течение 2023 года в Курске было отловлено более 1,6 тысячи бездомных собак, докладывает мэрия. В этом году в планах отловить более двух тысяч.
Животных отлавливают, отправляют в приют, стерилизуют, прививают, содержат там какое-то время, а затем отпускают обратно на улицу – в прежние места обитания. А собак чипированных и вовсе обходят стороной – они не подлежат отлову. Таковы нормы. Более жёсткие решения возможны – в Забайкалье они приняты, у нас пока обсуждаются.
«Федеральный закон запрещает эвтаназию собак, находящихся в приютах, но отдельные регионы попытались реализовать убийство ни в чём не повинных животных», – комментирует руководитель объединения «Право жить» Екатерина Жильникова.
Позиция зоозащитников неизменна – воспитывать и наказывать нужно людей, а не зверей. Все домашние питомцы в Курске должны быть стерилизованы и обязательно чипированы, а самовыгул – когда собака гуляет без хозяина – не допускается. Карать нужно и за выбрасывание четвероногих. Для некоторых курян такое становится нормой – «поигрались» с весны до осени и, в лучшем случае, подбросили в приют.
По большому счёту, заботу о братьях меньших должен взять на себя местный бюджет. Кстати, сейчас на это те же зоозащитники получают четыре миллиона рублей в год, на что содержат 250 собак. И их желание сохранить финансирование понятно и объяснимо.
Розовый снег
«На сегодня в некоторых регионах страны, в том числе и у нас, не введена ответственность за самовыгул собак, – говорит юрист Александр Терновцов. – Закон о безнадзорных животных работает, просто это закон без ответственности. Если гражданин нарушает положение закона, ответственности за это не наступает. К сожалению, в каждом парке не поставишь сотрудника полиции, столько людей просто нет. К тому же это достаточно сложно расследуемые правонарушения. Пример: тяжело найти хозяев щенков, которых выбросили на улицу. Эту проблему могла бы решить регистрация животных, но пока это невозможно сделать».
Такова юридическая реальность. Отсюда и радикальные предложения: никаких денег на содержание давать не нужно, отлов – передержка, и если не забрали, то усыплять, а не выпускать назад.
Кстати, не первый год ведущиеся разговоры о бюджетной стерилизации упираются именно в отсутствие денег. То есть на содержание приютов деньги есть, а на оплату стерилизации почему-то нет. Отдельные граждане решают проблему по-своему. В разных районах Курска находят собак с признаками тяжёлого отравления. При этом рядом с жертвой снег обычно окрашен в розовый цвет, вероятно, от ядовитого порошка. Собак находят в одной и той же позе, они отказываются от еды, не могут подняться и вскоре умирают. И не только бродячие, но и те, что на самовыгуле, то есть без хозяина и поводка. Они просто поели розовый снег.