Сложившаяся оперативная обстановка внесла серьёзные коррективы в деятельность всех органов региональной, в том числе законодательной, власти. Многие решения необходимо принимать срочно, без традиционных для законотворческой деятельности чтений и обсуждений.
О депутатской работе в условиях контртеррористической операции мы поговорили с председателем Курской областной Думы Юрием Амеревым.
Ситуация напряжённая
— Юрий Михайлович, как вы оцениваете обстановку в Курской области: политическую, социально-экономическую, психологическую?
— Если ответить одним словом, то ситуация напряжённая буквально по всем направлениям — и политическая, и экономическая, и психологическая. Это связано с катаклизмами мирового значения, такими как пандемия, изменениями в экономике страны под влиянием санкций, переменами в жизни пограничного региона в связи с проведением специальной военной операции, и естественно, в связи с вторжением противника на территорию Курской области.
События политического характера также вносили коррективы в жизнь и интересы курян. Это выборы губернатора Курской области, состоявшиеся совсем недавно, повторюсь, в условиях проведения военных действий на нашей территории. Они наложили свой отпечаток на работу власти, в частности, избирательной системы. Мне много приходилось встречаться с людьми, рассказывать о необходимости проведения выборов. И знаете, никто не высказался против. Это ведь нужно, прежде всего, для того, чтобы соблюсти основной закон нашей страны — Конституцию и законы Курской области, показать целостность нашей политической системы и способность реализовывать волеизъявление граждан. Это было непросто сделать в ситуации, когда люди, в первую очередь, обеспокоены защитой себя, своих близких, возможными потерями и опасностями. Думаю, в этом и есть психологический аспект.
Предусмотреть, что будет завтра
— Какие меры поддержки населения пограничных районов приняты на местном законодательном уровне? Можно ли их условно разделить на первоочередные и «долгоиграющие»? И на что целесообразно привлечь дополнительное внимание федерального центра?
— Действительно, жизнь вблизи границы внесла коррективы в экономику и повседневную жизнь наших людей. Конечно же, изменилась и работа законодателей. Есть первоочередные задачи, решения, которые мы принимали в срочном порядке. Есть рассчитанные на перспективу. Нам необходимо было предусмотреть, даже предугадать, что будет завтра, какие законы и другие документы необходимо разработать здесь и сейчас. Мы приняли много нормативных актов по поддержке участников СВО и членов их семей, по помощи жителям пограничных районов, временно покинувшим своё место жительства.
Если подвести итог, то можно сказать, что мы старались и стараемся по максимуму предусмотреть, создать условия для нормальной жизни людей, обозначить меры поддержки, чтобы люди их знали и понимали. Например, сейчас мы обсуждаем очень важный и интересный законопроект о льготной сельской ипотеке. Курская областная Дума готовит два обращения по этой теме — в Минфин и Минсельхоз. Убеждён, что льготная ипотека для сельских жителей — вопрос для нашей области насущный и крайне полезный. У нас 60% населения проживает именно в сельской местности.
Сейчас жизнь существенно изменилась, произошло массовое отселение людей из своего жилья. Люди выехали из пограничных районов и хотят наладить жизнь, может быть, заново. А то, что намерены предусмотреть наши коллеги из Госдумы, предложенные ими меры, они, с нашей точки зрения, не очень приемлемы. Например, удалённость от крупных городов для получения этой ипотеки: чем дальше от города, тем больше льгот. По-моему, нет необходимости делить людей, которые живут в 30- или в 100-километровой зоне от города. Почему мы должны ограничивать тех, кто хочет построить дом недалеко от города?
Кроме того, считаю, что муниципалитеты, местные законодательные органы власти должны предусмотреть выделение, если есть такая возможность, не шести или 10 соток, как это у нас почему-то принято, а нормальных участков, в нормальных местах, нормальной конфигурации, для того чтобы заинтересовать людей жить в сельской местности на своей земле, в своих домах. Считаю, что это перспективно для всей России. А то, что просматривается в этом законе — стимулировать людей жить далеко от крупных населённых пунктов, — это, с моей точки зрения, разрабатывается теми, кто не имеет представления о сельской жизни.
Из каких соображений человек будет строить дом в 100 км от города? Зачем? Даже если ему дадут бесплатно этот дом, он туда не поедет. Он ведь строит не только для себя, а для семьи, для детей и внуков, надолго. Откуда там появится инфраструктура? Да и что такое инфраструктура? Это ведь не только дороги, электричество, газ — это и спортивные сооружения, учебные, лечебные учреждения. Это места для отдыха. Мегаполис не появится от нескольких построенных домов. По-моему, это глупость, нельзя так. Необходимо дать людям возможность застраивать территории рядом с городами. А для тех, кто хочет построиться подальше от городского шума, есть другие меры и льготы, но они не должны быть приоритетными.
— Большинство граждан, выехавших из зоны боевых действий, сейчас задают вопрос: а что дальше? ПВР — из самого названия понятно, что это временное решение. Некоторые из пунктов даже не рассчитаны на отопительный сезон. Можно и вам задать такой вопрос: что дальше?
— Вопрос задать можно, но на него нет однозначного и чёткого ответа. Мы знаем одно — Россия находится в условиях специальной военной операции. На сегодняшний день боевые действия ведутся на нашей территории, в Курской области. Прежде всего, нужно выбить врага с нашей земли. Я считаю, что каждый курянин должен задуматься о своём личном вкладе в эту победу. У нас формируется батальон «БАРС-Курск», идёт набор на контактную службу. Если человек осознал необходимость защиты Родины с оружием в руках, он должен пойти и сделать это. А после того, как наша земля будет полностью освобождена, мы будем принимать необходимые меры для безопасного возвращения людей на свои территории. Разминирование, зачистка, восстановление и так далее. Это серьёзный и длительный процесс.
Несомненно и то, что и экономика, и пострадавший бизнес будут нуждаться в поддержке. Жители будут возвращаться назад, таких большинство. Есть полностью разрушенные сёла. Конечно же, всё будет восстановлено, но я далёк от того, чтобы сейчас строить радужные планы. Идёт большая и сложная работа. И решать задачи будем по мере их изучения и анализа.
Поддержка всей страны
— Раньше работа законодателей делилась на весеннюю и осеннюю сессии, сейчас вы работаете без перерыва. Традиционно в это время года обсуждается региональный бюджет. Изменятся ли его приоритеты?
— У нашего регионального парламента нет понятия весенней или осенней сессии. Мы работаем всегда, но с учётом ситуации. Например, в августе и сентябре заседаний Думы по понятным причинам не было. Многие депутаты, кстати, задействованы для выполнения различных задач в пограничных районах. У нас предусмотрены удалённый, заочный форматы работы, мы их используем, особенно при рассмотрении срочных вопросов.
Что касается бюджета, то работа над документом идёт уже несколько месяцев в тесном и полном взаимодействии с региональной администрацией. Естественно, бюджет последующих трёх лет будет отличаться от прошлых. Это связано с теми процессами, которые начнутся на нашей территории уже после боевых действий. Меняется местная составляющая, меняется и помощь из федерального центра. Я уверен, что мы примем бюджет оперативно, и он будет выполнять все поставленные задачи.
Во время проведения боевых действий федеральные власти с первых же дней обратили внимание на экономику и социальную сферу нашей области. Изменились и поступления в бюджет, добавились затраты, появились ранее непредусмотренные статьи, связанные с восстановлением разрушенного и оказанием помощи пострадавшим. Федеральные власти не оставили без внимания Курскую область, мы не ощутили недостатка в деньгах и дефицита других материальных средств. Все наши просьбы выполняются, заявки рассматриваются в самые сжатые сроки. Мы увидели, что вся страна встала на поддержку Курской области.
В тему
Жители Курской области, проживающие на приграничных территориях, имеют право на:
- предоставление единого социального месячного проездного билета для оплаты проезда в границах территории региона;
- предоставление адресной соцпомощи на проведение работ по газификации домовладений (квартир);
- внеочередное предоставление инвалидам, в том числе детям-инвалидам, комплекса реабилитационных услуг в организациях социального обслуживания при наличии медицинских показаний;
- внеочередное оказание медпомощи по программам госгарантий;
- предоставление на бесплатной основе путёвок для детей от 7 до 17 лет (включительно).