Время назад. На курских автостанциях можно попасть в 90-е годы

Хотите попасть в прошлое? Это просто – достаточно посетить какой-нибудь местный автовокзал.

   
   

Автовокзалы и автобусные станции уже много лет являются воротами в любой райцентр. Именно этот вид транспорта наиболее популярен среди курян, ведь железная дорога есть не везде, а наземный транспорт ходит более-менее сносно. Но если театр начинается с вешалки, то районные и областной центры автовокзалами не только начинаются, но и заканчиваются – знакомиться с местом, куда вы приехали, больше не хочется.

Стыдно и печально

Автовокзал Курска был построен в начале 1980-х. Типовое и когда-то красивое здание сейчас больше напоминает торговый центр с автобусными кассами.

«Вы не увидите здесь удобные места для ожидания, зато достаточно всякого рода ларьков, как будто ты зашёл на рынок, – делится ощущениями курянин Алексей Демиденко. – Стыдно и печально. Стыдно встречать гостей в таком месте. Печально, во что частники от жадности превратили наш автовокзал».

На входе посетителей встречают «бомбилы», предлагающие доехать подешевле, в зоне посадки – сплошные лотки, туалет ужасен. За последние 20–30 лет здесь мало что изменилось, разве что добавились терминалы по продаже билетов и современные табло. Всё остальное – как поездка на машине времени в уже далёкое прошлое.

Аналогичная ситуация и в райцентрах, причём крупных. Год назад курчатовский автовокзал даже стал темой губернаторской планёрки.

«Автостанция в Курчатове не имеет освещения, посадочных площадок, люди под дождём или снегопадом должны ждать на улице свою маршрутку, – пожаловались жители города атомщиков. – Здание автостанции закрыто. В городе энергетиков на автостанции нет даже самого простого – уличного освещения, не говоря уже об остальном».

   
   

Губернатор распорядился разобраться, мэр взял под козырёк.

«Тот вид, который есть сейчас, — это сарай в лучшем случае», – согласился градоначальник Игорь Корпунков.

Но задача оказалась с тремя неизвестными, то есть на автовокзале обнаружилось три собственника, которых всё устраивало, они отказались переносить зал ожидания в соседний торговый центр, на том всё и завершилось. На днях автовокзал занесло снегом, и сейчас, по мнению горожан, это «сплошное снежное месиво».

У семи нянек

В городе горняков ситуация аналогичная – лотки, киоски, окошко кассы и деревянные скамейки.

«У семи нянек дитя без глазу, – говорит железногорец Дмитрий Осьмяков. – Полвокзала сдали в аренду торговому центру, другую половину заставили киосками, подходов к вокзалу нет, а в нашем городе это единственное место междугороднего сообщения».

В Обояни, которая как раз посередине переезда от Курска к Белгороду, в целях предотвращения распространения ковида на автовокзале закрыли единственный туалет. Так и написали – «закрыто на карантин», что для транзитных пассажиров через полтора часа после выезда из Курска, мягко говоря, неудобно. И похожая ситуация на всех курских автостанциях.

Куда идти, кому жаловаться? Говорят, есть «Региональное объединение автостанций», но оно призвано регулировать перевозки, а никак не содержание помещений, которые давно и безвозвратно отошли частникам.

«Решений может быть два, – считает эксперт Михаил Долженков. – Построить новые автостанции со всей инфраструктурой, что нереально, или ввести жёсткие правила эксплуатации таких помещений, как автовокзалы. Удалось ведь навести порядок на железной дороге, а было ужас что».

Помочь навести порядок могли бы торгинспекция, Роспотребнадзор и всеми любимый Центр компетенций городской среды, который просто игнорирует «ворота в город», предпочитая регулировать его центральную часть. А может быть, действительно, оставить всё как есть и начать пускать внутрь уже за деньги, как в музей?! – «Курская автостанция середины 1990-х. Памятник истории, охраняется государством».