Всё брошу и уйду. Почему юные куряне стали чаще сбегать из дома?

Сбежавшего от родителей юного курянина обнаружили на польской границе. Поссорившись с родителями, 15-летний школьник собрал вещи в рюкзак и поехал в Калининградскую область, в Багратионовск, чтобы пересечь границу и оказаться на территории Польши.

   
   

Как ни странно, подростку удалось осуществить свой план. Оказавшись за пределами границы, школьник подошёл к сотрудникам польской таможни и попросил их оформить для него визу. Работники погранслужбы удивились, увидев документы подростка, и отправили юношу обратно в Россию. Случай уникальный, можно сказать, из ряда вон выходящий.

Неадекватная реакция

Обычно пропавших детей удаётся отыскать в первые два-три часа. Бывает, конечно, что несовершеннолетние находятся в бегах по нескольку дней, «маневрируя» с квартиры на квартиру или, к примеру, уезжая в другие города. Особых поводов для беспокойства нет: рано или поздно таких подростков всё равно найдут, полицейские идут по их следу. Однако бывают и обратные ситуации. До сих пор на слуху случай, связанный с шестилетним мальчиком из Тимского района, который пропал без вести несколько лет назад. Тогда на поиски ребёнка ушло почти три дня, около тысячи человек участвовали в поисковой операции. К счастью, маленького курянина нашли живым и невредимым.

«В Курске с начала года установили местонахождение 27 несовершеннолетних, которые ушли из дома по различным причинам, – говорит начальник инспекции по делам несовершеннолетних УМВД России по г. Курску Наталья Муханова. – Заявления поступили от законных представителей. По каждому обращению сотрудники ПДН провели всесторонние проверки. А с родителями и детьми проводится профилактическая работа с привлечение педагогов и психологов».

Считают, конечно же, именно заявления, которые, кстати, обязаны принять сразу же. Не существует никаких трёх дней ожидания. Семьдесят процентов «бегунков» – это дети из обыч­ных, среднестатистических и вполне благополучных семей. Главный повод для побега, по мнению психологов, – разлад в схеме «семья – школа». Ребёнок – отличник, и вдруг тройка, хоть домой не ходи, вот и не идёт.

«Завышенные требования к ребёнку, как ни странно, делают его зависимым. Отличники бывают более ранимы, чем двоечники, – поясняет психолог Лидия Анпилогова. – Готовить ребёнка к адекватному восприятию как успехов, так и неудач – задача, прежде всего, родителей».

Из-за слишком серьёзной нагрузки с уроками и невозможности справиться с заданиями у детей и подростков вполне могут случаться нервные срывы, после чего они и бегут из дома. Прививать навыки ответственности требуется, по мнению педагогов и психологов, не позднее первого и второго классов. Тогда у ребёнка уже в раннем подростковом периоде слово «надо» будет преобладать над «хочу» и «не хочу».

   
   

Необходимый труд

Главная задача родителей, по мнению педагогов, попытаться объяснить чадам, что учёба – важный и необходимый труд, которого не стоит бояться, а, наоборот, с ней стоит преодолевать все трудности.

«Научить детей ответственности – одна из важнейших задач в воспитании собственных чад, наравне с правилами безопасности, этикетом и прочими жизненно необходимыми навыками, – говорит директор школы № 18 Курска Светлана Медвецкая. – И чем раньше начнётся этот процесс, тем проще ребёнку будет преодолевать трудности, в частности, связанные с учёбой».

Так, например, проходит подготовка дошколят к трудностям, которые ждут их на жизненном пути, на базе одного из детских садов Курска. Учат быть ответственными и послушными. Причём учат не только детей, но чаще родителей.

«Не воспитывайте детей – воспитывайте родителей», – базовая истина педагогов прошлого века, которая отошла на второй план в свете прав и свобод ребёнка. Сейчас её возвращают вместе с потерявшимися детьми. А они, «бегунки», в последние года два, по данным правоохранителей, помолодели. Если раньше это были дети от 12 лет, то сейчас в 8-9 лет уходят из  дома целенаправленно. Дети раньше взрослеют и думают, что совершают «взрослые» поступки.